Все уроки русского языка 6 класс
Орфография. Буквы о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели: обучать учащихся правильному выбору о, е в суффиксах и окончаниях существительных после шипящих, вводя элементы опережающего обучения; формировать навыки правильного написания о и е в различных частях речи и частях слова, предотвращая ошибки при наложении нового материала на изученный; воспитывать внимание на уроке.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
1. Работа учащихся среднего уровня у доски с карточками, подготовленными дома учащимися более высокого уровня
2. Повторение орфограммы «О, ё после шипящих в корне слова»
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
(Объяснение предлагается провести блоком, где было бы повторение ранее изученного материала и работа на опережение.)
1. Схема на доске с последующим объяснением учителя и записью в тетрадь
Объяснение. В корнях под ударением в любой части речи пишется после шипящих — ё, если есть е при чередовании в безударном положении.
Рифмограмма. Проблема в корне — не зевай: ё на е скорей меняй.
В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных и в суффиксах наречий после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударение пишется е.
2. Обратить внимание
Обратить внимание учащихся на слова: чопорный, шоры, шорты, шорох, чокаться, трущоба, чащоба, обжора, шов, крыжовник, шомпол.
IV. Закрепление материала
1. Конструирование предложений
Задание
Составьте предложения со словами, которые пишутся с о.
2. Предупредительная диктовка. Работа у доски и в тетрадях
Задание
Объяснить известные вам знаки препинания графически. Найти слова на изученную на уроке орфограмму, обозначить часть слова, в которой находится орфограмма, объяснить написание.
1. Щелканье трещоток, отрывистые человеческие голоса, барабанная дробь, треск сучьев и пронзительные звуки рожков заглушили шорох ветерка в вершинах деревьев (Р. Штильмарк). 2. Есть у бабушки бычок, и зовут его Мычок, и хотя вокруг трава, майский луг зеленый, мне от платья рукава отжевал теленок (С. Маршак). 3. Хитрый ежик-чудачок сшил колючий пиджачок (П. Воронько). 4. Поешь же, миленький дружочек! (И. Крылов) 5. Впереди всех шел небольшой сухонький старичок в черном одеянии (Максим Горький). 6. Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский) 7. Свежо предание, а верится с трудом (А. Грибоедов). 8. Лучом пригретые едва, отдать дымок спешат сережки. (А. Твардовский) 9. От свежего веника горько во рту... (С. Щипачев). 10. Ольга видела с крыльца террасы, как Женя вертелась у чужого забора (Аркадий Гайдар). 11. Высоко ходят волны, суров, тяжел свинцовый их набег.
3. Морфологический разбор
В первом предложении разобрать по вариантам несколько существительных.
V. «На закуску». Распределительный диктант
Задание
Распределите в две колонки слова с ё и о.
Содержал я сад в порядке.
Я ровнял лопатой грядки.
Утром в шортах, босиком
По чащобам мчал бегом.
Облупился даже нос.
Говорят, я весь оброс,
А зачем, спросить всерьез,
Мне расческа для волос?
Черный стал, как шоколад.
Ну и что ж! Я очень рад!
Мама к зеркалу ведет —
Папа ножницы берет.
— Сад ты содержал в порядке —
Голова ж — сплошная грядка.
Волосам нужна прополка.
Я молю:
— Не режьте... (челку)!
(О. Кургузова)
VI. Домашнее задание
Для всех
Теория по учебнику. Выучить орфограмму.
Высокий уровень, достаточный уровень
Придумать кроссворд с 10 словами на выученную орфограмму.
Средний уровень
Выполнить упражнение 143.
ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку
Подготовить карточки для «Кладовой подсказок» (см. урок 22).