Все уроки русского языка 6 класс
Не с существительными - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели: познакомить с правилами написания не с существительными, прилагательными и наречиями, предотвращая ошибки при наложении нового материала на ранее изученный; повторить правила написания не с глаголами; закреплять навыки разграничения правила написания не с различными частями речи; воспитывать познавательный интерес к языку, используя элементы словесности. оборудование: карточки для «Кладовой подсказок» на столе учителя (РМ).
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
1. Опрос по орфограммам по принципу «змейки»
1 человек чертит на доске схему «О, ё, е после шипящих».
2. Диктант «Угадай-ка»
Задание
Отгадкой на вопрос должно стать слово с буквой о после шипящих. Оно записывается в тетрадь.
Как родник назвать? (Ключом)
Ну, а доктора? (Врачом)
А холодное оружье древних лет зовем... (мечом).
Дом из веток? (Шалашом)
Траву в речке? (Камышом)
А границу, между прочим, называют... (рубежом).
Булку с дыркой? (Калачом)
Клоуна в цирке? (Циркачом)
Материал для стройки дома называют... (кирпичом).
Огород для дынь? (Бахчой)
Ну, а вышку? (Каланчой)
А светильник, что из воска, называется... (свечой).
(О. Кургузова)
Задание
Обозначьте часть слова с орфограммой, докажите, что там пишется о.
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
1. Работа со схемой
Объяснение предлагается провести блоком, где повторялся бы ранее изученный материал, и была бы работа на опережение. Схема заранее расположена на доске.
Не с глаголами пишется раздельно.
В слабом классе новый материал можно давать по учебнику.
2. Слово учителя
— Посмотрите на доску и постарайтесь вывести правило написания не с этими частями речи (дается время на ответы и на перечерчивание таблицы).
— А как пишется не с глаголами?
IV. Закрепление материала
1. Словарный диктант
Нездоровье; некрасивый человек; не приятель, а враг; руки не отнимутся; известный Незнайка; нехорошо сделал; вовсе не интересная тема; неправду говорит; не был в школе; растет незабудка; пруд не широкий, а узкий; река не широкая, но рыбная.
2. Выборочный диктант
Задание
Прослушайте текст. Выпишите слова, употребленные с не, объясните их написание.
Одна необычная баба, ставя по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, завсегда показывала змию кукиш:
— Вот тебе, Егорий, свечка; а тебе шиш, окаянному!
Этим она так рассердила нечистого, что он не вытерпел, явился к ней во сне и стал стращать:
— Ну, уж попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки!
После того баба ставила по свечке и Егорию и змию. Люди и спрашивают, зачем она это делает.
— Да как же, родимые! Ведь неизвестно еще, куда попадешь: либо в рай, либо к недругу в ад!
(По мотивам народного анекдота из сборника А. Афанасьева)
Беседа
— Как вы думаете, какой это жанр? (Народный анекдот)
— О каких чертах характера человека говорится в тексте?
— Почему данные предложения можно назвать текстом?
— Объясните написание не со словами, встретившимися в нем.
V. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Высокий уровень
Напишите сказку о не — 10 предложений, употребив не меньше 5 слов с не.
Достаточный уровень
Подготовьте карточки с существительными, прилагательными, наречиями (по 5 каждой части речи), чтобы при подстановке не получалось противоположное значение слова. Пишется только первое слово, вместо второго — ... (троеточие). Образец: друг —..., интересный —..., хорошо —...
Средний уровень
Выполнить упражнение 131.
VI. «На закуску»
1. Задание
Подобрать пословицы и поговорки со словами, пишущимися слитно и раздельно с не. Объяснить написание. В случае затруднения обращаться в «Кладовую подсказок».
Кладовая подсказок
• (Не) складна сказка письмом, а складна вымыслом.
• (Не)правдой весь свет пройдешь, да назад (не) воротишься.
• Друзья в (не)счастье познаются.
• (Не) красна книга письмом, а красна умом.
• Мы ценим и любим (не) праздность, а труд.
• (Не) гордись званием, а гордись знанием.
• (Не) школа, а жизнь научит.
• (Не)вежда и разумные доводы отведет.
• (Не)грамотный, что слепой.
• Кто (не) знал заблуждений, тот (не) знал и истины.
• Ученье в счастье украшает, а при (не)счастье утешает.
• Ученье свет, а (не)ученье тьма.
• Учись смолоду, под старость (не) будешь знать голоду
• Учиться никогда (не)поздно.
2. Проверка кроссворда (домашнее задание)
Внимание! Подготовка учителя к следующему уроку Карточки и иллюстрации (см. урок 23).