Не с существительными - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Не с существительными - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: познакомить с правилами написания не с существительными, прилагательными и наречиями, предотвращая ошибки при наложении нового материала на ранее изученный; повторить правила написания не с глаголами; закреплять навыки разграничения правила написания не с различными частями речи; воспитывать познавательный интерес к языку, используя элементы словесности. оборудование: карточки для «Кладовой подсказок» на столе учителя (РМ).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

1. Опрос по орфограммам по принципу «змейки»

1 человек чертит на доске схему «О, ё, е после шипящих».

2. Диктант «Угадай-ка»

Задание

Отгадкой на вопрос должно стать слово с буквой о после шипящих. Оно записывается в тетрадь.

Как родник назвать? (Ключом)

Ну, а доктора? (Врачом)

А холодное оружье древних лет зовем... (мечом).

Дом из веток? (Шалашом)

Траву в речке? (Камышом)

А границу, между прочим, называют... (рубежом).

Булку с дыркой? (Калачом)

Клоуна в цирке? (Циркачом)

Материал для стройки дома называют... (кирпичом).

Огород для дынь? (Бахчой)

Ну, а вышку? (Каланчой)

А светильник, что из воска, называется... (свечой).

(О. Кургузова)

Задание

Обозначьте часть слова с орфограммой, докажите, что там пишется о.


II. Постановка целей и задач урока


III. Объяснение нового материала

1. Работа со схемой

Объяснение предлагается провести блоком, где повторялся бы ранее изученный материал, и была бы работа на опережение. Схема заранее расположена на доске.

image18

Не с глаголами пишется раздельно.

В слабом классе новый материал можно давать по учебнику.

2. Слово учителя

— Посмотрите на доску и постарайтесь вывести правило написания не с этими частями речи (дается время на ответы и на перечерчивание таблицы).

— А как пишется не с глаголами?


IV. Закрепление материала

1. Словарный диктант

Нездоровье; некрасивый человек; не приятель, а враг; руки не отнимутся; известный Незнайка; нехорошо сделал; вовсе не интересная тема; неправду говорит; не был в школе; растет незабудка; пруд не широкий, а узкий; река не широкая, но рыбная.

2. Выборочный диктант

Задание

Прослушайте текст. Выпишите слова, употребленные с не, объясните их написание.

Одна необычная баба, ставя по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, завсегда показывала змию кукиш:

— Вот тебе, Егорий, свечка; а тебе шиш, окаянному!

Этим она так рассердила нечистого, что он не вытерпел, явился к ней во сне и стал стращать:

— Ну, уж попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки!

После того баба ставила по свечке и Егорию и змию. Люди и спрашивают, зачем она это делает.

— Да как же, родимые! Ведь неизвестно еще, куда попадешь: либо в рай, либо к недругу в ад!

(По мотивам народного анекдота из сборника А. Афанасьева)

Беседа

— Как вы думаете, какой это жанр? (Народный анекдот)

— О каких чертах характера человека говорится в тексте?

— Почему данные предложения можно назвать текстом?

— Объясните написание не со словами, встретившимися в нем.


V. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Высокий уровень

Напишите сказку о не — 10 предложений, употребив не меньше 5 слов с не.

Достаточный уровень

Подготовьте карточки с существительными, прилагательными, наречиями (по 5 каждой части речи), чтобы при подстановке не получалось противоположное значение слова. Пишется только первое слово, вместо второго — ... (троеточие). Образец: друг —..., интересный —..., хорошо —...

Средний уровень

Выполнить упражнение 131.


VI. «На закуску»

1. Задание

Подобрать пословицы и поговорки со словами, пишущимися слитно и раздельно с не. Объяснить написание. В случае затруднения обращаться в «Кладовую подсказок».

Кладовая подсказок

• (Не) складна сказка письмом, а складна вымыслом.

• (Не)правдой весь свет пройдешь, да назад (не) воротишься.

• Друзья в (не)счастье познаются.

• (Не) красна книга письмом, а красна умом.

• Мы ценим и любим (не) праздность, а труд.

• (Не) гордись званием, а гордись знанием.

• (Не) школа, а жизнь научит.

• (Не)вежда и разумные доводы отведет.

• (Не)грамотный, что слепой.

• Кто (не) знал заблуждений, тот (не) знал и истины.

• Ученье в счастье украшает, а при (не)счастье утешает.

• Ученье свет, а (не)ученье тьма.

• Учись смолоду, под старость (не) будешь знать голоду

• Учиться никогда (не)поздно.

2. Проверка кроссворда (домашнее задание)

Внимание! Подготовка учителя к следующему уроку Карточки и иллюстрации (см. урок 23).






Для любых предложений по сайту: [email protected]