Все уроки русского языка 6 класс
Правописание сложных прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Цели: развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативности; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как отражения действительности.
Оборудование: 1. Доска: запись целей урока, таблица-теория, карточки-слова для экскурсии, цвета для этапа урока «Я — художник».
2. Таблица для экскурсии, текст для словесной живописи (РМ).
3. Оформление урока: фишки-баллы, академические шапочки для экскурсоводов, картина крымской художницы Л. Исаевой «Осень», фото «Осень в крымских горах» (или любая природная зарисовка осени).
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
II. Актуализация опорных знаний
1. Слово учителя
— Внимание! Интрига! (Загадка) Сейчас вы услышите стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах», в котором говорится о бережном отношении к языку, о важности обогащения своей лексики «чистейшими» словами. В этом стихотворении одна часть речи — царица.
Ваше задание — узнать ее и выбрать слова, которые сложны для вас с точки зрения написания. Будьте внимательны!
/.../
Слова бывают разные —
то дельные, то праздные.
То честные, правдивые,
то ласково-фальшивые.
Есть чистые, алмазные,
а есть свинцово-грязные. /.../
Поэт, тебе назначено
засеять душу зернами.
Так сей же не иначе,
как чистейшими, отборными.
Не злыми, не сварливыми,
а добрыми, правдивыми.
(За правильные ответы — баллы (фишки). Чем больше баллов набирает ученик, тем выше уровень его знаний. В конце урока необходимо подвести итоги.)
— Какая же часть речи царствует в этом стихотворении и будет царствовать сегодня на уроке? (Прилагательное) (1 балл)
— Скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова, в написании которых вы не уверены? (Ласково-фальшивые и свинцово-грязные) (2 балла)
— Это сложные прилагательные. (Вывесить на доске с пропуском орфограммы.) Мы к ним вернемся в течение урока.
2. Объявление темы урока
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1. Слово учителя
— Начертите таблицу. Сложные прилагательные состоят из двух основ, но пишутся по-разному.
Написание сложных прилагательных
Через дефис |
Слитно |
1. Оттенки цветов: жемчужно-белый; ярко-синий; бледно-зеленый |
Образованные на основе словосочетания: железнодорожный (от железная дорога); древнерусский (от Древняя Русь) |
2. Образовано от существительных, которые пишутся через дефис: юго-восточный |
|
3. Образовано от сложения равноправных слов (можно вставить союз и): русско-английский; горько-соленый; мясо-молочный |
2. Распределительный диктант-миниатюра
Задание
Записать под таблицей слова по нужным колонкам.
Бело-розовый, медеплавильный, зеленовато-синий, юго-западный, химико-биологический, сельскохозяйственный, выпукло-вогнутый.
3. Слово учителя
— Итак, когда сложные прилагательные пишутся через дефис?
— А когда слитно?
— Позднее вы узнаете и другие случаи написания сложных прилагательных.
V. Закрепление материала
1. Экскурсия по музею
Учитель. Давайте пройдем по залам музея словесности. Один зал научный, второй зал искусства, в третьем поговорим о здоровье, в последнем — политическая лексика. Это области нашей жизни.
— Кто считает, что разобрался в теме урока и будет экскурсоводом (2 чел.).
Задание двоим ученикам у доски
Поочередно вынимая из разложенных карточек по одной, объяснить написание (опираться на теорию), прикрепить к нужной категории жизни (максимум 3 балла).
Задание остальным
Записать в таблицы, разложенные на столах, данные слова, поясняя карандашом сверху написание.
Слова для карточек: северо-западный, иссиня-черный, светлолицый, лечебно-профилактический, двуязычный, кисло-молочный, десятиэтажный, садово-огородный, общественно-политический.
Наука |
Искусство |
Здоровье |
Политика |
северо-западный (от сущ.) |
иссиня-черный (оттенки) |
лечебно-профилактический (и) |
двуязычный (от словосочет.) |
светлолицый (от словосочет.) |
кисло-молочный (и) |
общественно-политический (искл.) |
|
десятиэтажный (от словосочет.) |
садово-огородный (и) |
2. «Я — художник»
Учитель. Перед вами — цвета. Но истинный художник не любит чистых цветов: он смешивает краски, получая оттенки.
Посмотрите на картину крымской художницы Л. Исаевой и на фото «Осенний Крым». Какое разнообразие красок!
Представим себя на 2 минутки художниками и смешаем краски, не забывая правил русского языка (3—4 слова).
Цвета |
Оттенки |
Белый |
Жемчужный |
Серебристый |
|
Молочный |
|
Красный |
Бордовый |
Багряный |
|
Розовый |
|
Оранжевый |
Янтарный |
Желтый |
Золотистый |
Лимонный |
|
Коричневый |
Шоколадный |
Горчичный |
|
Бурый |
|
Зеленый |
Изумрудный |
— Как пишутся оттенки цветов?
— Получившиеся оттенки запишите в тетради. Устная проверка задания (2 балла).
3. Проблемный вопрос (3 балла)
— Есть ли отличие (и в чем, если есть), с орфографической точки зрения, между словами: сероглазый и молочно-серый; юго-западный и западноевропейский?
— Запишите эти пары слов: слитно, дефис.
4. Словарная работа
Записать и запомнить написание слов (словарные слова): общественно-политический, общественно полезный.
5. Контроль
Словесная живопись
— А как работает художник слова? Он тоже подбирает сложные, точные слова. Попробуем себя и в этом качестве. Перед вами текст, но из него исчезли все сложные прилагательные, их нужно восстановить.
Задание
Записать словосочетания сложное прилагательное + существительное, сохраняя нумерацию. (Работа на 5 минут.)
ТЕКСТ
Вот мы прошли ...1. (железнодорожный) переезд и окунулись в очарование леса. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На ...2. (янтарно-желтом) фоне листвы выделяются ...3. (темнокрасные) пятна осин. С ...4. (северо-западной) стороны деревьев виднеется ...5. (тускло-зеленый) мох. От дерева к дереву протянуты тонкие ...6. (серебристо-жемчужные) нити липкой паутины. Морозы не ударили, поэтому на вкус плоды рябины еще ...7. (кисло-горькие).
Проверка задания — чтение отредактированного текста (3 балла)
Учитель. Правда, прекрасная картина у нас получилась? И мы бережно отнеслись к словам, как нам советовал поэт.
VI. Итог урока
1. Беседа
— Какие цели перед нами стояли в начале урока?
— Мы их достигли?
— Как пишутся сложные прилагательные? (2 балла)
— Как пишутся слова из стихотворения (на доске)? Почему так? (2 балла)
2. Оценивание
— Встаньте, пожалуйста, те, кто набрал 5 баллов или больше за урок? Это высокий уровень.
— Кто набрал 2—3 балла за урок? Это достаточный уровень.
— Кто набрал 1 балл? Это средний уровень
— Остальным нужно быть внимательнее и активнее в следующий раз.
3. «Психологическое поглаживание»
— Большое спасибо за урок. Мне очень понравилось с вами работать.
VII. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Самостоятельно составить текст со сложными прилагательными, чтобы он был словесной картиной.
Повторить написание слов с пол- , полу-.