Все уроки русского языка 6 класс
Полные и краткие формы имен прилагательных, их синтаксическая роль в предложении. Орфография. Написание кратких прилагательных с основой на шипящую - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Цели: обучать распознанию полных и кратких форм имен прилагательных; дать понятие о синтаксической роли кратких прилагательных; формировать навыки грамотного написания кратких прилагательных с основой на шипящую; воспитывать образность мышления, прививать чувство патриотизма.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Зачитать 2—3 сочинения.
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение орфограмм
Повторение правил написания ь на конце существительных после шипящих, пол-, полу- с существительными.
2. Словарный диктант
Брешь, брошь, дрожь, пол-ложки, картечь, молодежь, плешь, полночь, товарищ, полгорода, много туч, речь, рожь, мяч, пол-апельсина, роскошь, взаимопомощь, пол-Киева, ложь, чушь.
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1. Синтаксическая пятиминутка
Задание 1
Подчеркнуть основы предложений, определить, какими частями речи выражены сказуемые, надписать прилагательные, объяснить постановку знаков препинания.
Январь — месяц ярких звезд, ясного неба, белых троп, синих льдов, темная зорька года. Январь — коренной месяц года, царь холода, корень зимы. Он холоден и студен (В. Миронов).
Задание 2
Сделать морфологический разбор имени существительного льдов и имени прилагательного ясного.
Задание 3
Ознакомиться самостоятельно по учебнику с краткой формой прилагательных.
Заполнить таблицу, пользуясь ранее написанными предложениями.
Прилагательные |
|
? |
Краткие |
Яркий, белый. |
? |
2. Слово учителя
— Краткие прилагательные с основой на шипящий пишутся без мягкого знака. Например: горюч, хорош, линюч.
РИФМОГРАММА
В кратких прилагательных
С основой на шипящий
Мягкий знак не пишется:
«Жгуч мороз бодрящий».
(О. Кургузова)
V. Закрепление материала
Комментированное письмо
Задание
Подчеркнуть грамматическую основу предложений, надписать краткие прилагательные.
1. Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
(С. Есенин)
2. Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета,
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
(И. Бунин)
3. Так высоки воздушные деревья,
Что вниз не долетает листопад.
(Ю. Кузнецов)
4. Даль глубоко прозрачна, чиста,
Месяц полный плывет над дубровой,
И господствует в небе цвета
Голубой, беловатый, лиловый.
(Н. Некрасов)
5. Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам (К. Паустовский).
6. Он был стар, они были молоды; он был худ, они были сыты; он был скучен, они веселы (Л. Толстой).
— Как называется прием (с языковой точки зрения и с литературной), использованный автором в последнем предложении? (Антонимы, антитеза)
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Для всех
Повторить изученные орфограммы. Повторить орфограмму пре-, при-.
Высокий уровень
Составить план-перечень орфограмм, которые встречаются в упражнении 185, с примерами (письменно).
Достаточный уровень
Перечислите орфограммы, которые вы изучили в 6 классе в темах «Имя существительное», «Имя прилагательное», приведите письменно на них примеры.
Средний уровень
Выполнить упражнение 183.
VIII. «На закуску»
Выборочный диктант
Задание
Выписать в одну колонку существительные с ь на конце, в другую — без мягкого знака и краткие прилагательные.
ДОЗОР
Запорожская Сечь.
Там гуляет картечь,
Там слышна лишь казацкая речь.
Спит ковыль, спит камыш.
Запорожец, не спишь?
А вокруг только глушь, только тишь.
А в степи ветер жгуч.
Сон казацкий могуч.
В небе сплошь тучи, ветром гонимые.
А усач молодой, атаман удалой,
Охранял свою землю любимую.
Он ее отстоит и сумеет сберечь.
В схватке он не опустит свой меч.
Ну, а если же вражья настигнет картечь,
Плачь о нем, Запорожская Сечь.
(О. Кургузова)