Притяжательные, указательные и определительные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Притяжательные, указательные и определительные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ

Цели: повторить усвоенные ранее разряды местоимений; углубить понятия о притяжательных, указательных, определительных местоимениях; формировать навыки творческого подхода к языку; прививать эстетическое наслаждение при работе с языковым материалом мастеров слова.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию


II. Актуализация опорных знаний

1. Опрос у доски

Написать разряды местоимений с примерами.

2. Словарный диктант

Какой-то суффикс, ни у кого не было, ни о ком не расспрашивал, кто-нибудь местный, ни за что не преодолеть, кое с кем поссориться, ни с кем не меняться, некто неизвестный, несколько часов, какие-то водоросли.

3. Беседа

— В какой теме мы встречались с термином притяжательные?

— В чем особенность притяжательных прилагательных?

— На какой вопрос они отвечают?


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

Знакомство с теоретическим материалом в учебнике.

Особое внимание обращается на использование личных местоимений в роли притяжательных (его, ее, их), ошибки в использовании местоимения их; на использование указательных местоимений в сложноподчиненных предложениях; на похожесть определительных местоимений на прилагательные.


V. Закрепление материала

1. «Наш друг — учебник»

Выполнить упражнение 298 (перевод на русский язык).

2. Выборочный диктант

Задание

Выпишите указательные местоимения, определите их начальную форму, падеж, род, число, в котором они употреблены.

Если бьет

дрянной драчун

слабого мальчишку,

я такого

не хочу даже

вставить в книжку.

Этот вот кричит:

— Не трожь

тех,

кто меньше ростом! —

Этот мальчик

так хорош,

загляденье просто!

(В. Маяковский)

3. Работа по восстановлению текста

Задание

Используя материал учебника, вставьте необходимые местоимения, определите их разряд (текст можно разместить на доске, можно спроецировать на мультимедийную доску).

Гарнизонная жизнь мало имела для... привлекательности. Я старался вообразить... капитана Миронова,... будущего начальника, и представлял... строгим, сердитым стариком, не знающим..., кроме... службы, и готовым за... безделицу сажать под арест на хлеб и воду, ...ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» — спросил... у... ямщика. «Недалече, — отвечал... — Вот уж видна». Я глядел во... стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но... не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором.

«Где же крепость?» — спросил... с удивлением. «Да вот...», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с... словами мы в. въехали (А. Пушкин).

4. Творческая работа

Задания

1) Два предложения объедините в одно сложноподчиненное, использовав указательные местоимения и местоимение который. Запишите первоначальные предложения, оставьте 2 строчки для собственного.

2) Составьте схемы.

Образец. Над морем высится гора. Она похожа на медведя. Над морем высится та гора, которая похожа на медведя.

1. Все окно мороз разукрасил цветами. Они напоминают хризантемы.

2. Я приехал в город. В этом городе прошло мое детство.


VI. Итог урока

— С какими разрядами местоимений мы познакомились сегодня?

— Какие характерные черты данных разрядов вы запомнили?

— Приведите примеры местоимений разных разрядов (слабым учащимся можно пользоваться учебником).


VII. Домашнее задание

Теория по учебнику. Разряды местоимений (определительные местоимения выучить наизусть).

Выполнить упражнения 300 (311 или 312).

ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку

Напечатать пословицы для «Кладовой подсказок».






Для любых предложений по сайту: [email protected]