Все уроки русского языка 6 класс
Р.Р.11. Основные источники материала для сочинения и приемы его сбора. Систематизация материала - МЕСТОИМЕНИЕ
Цели: познакомить учащихся с источниками материала для сочинений соответственно данной теме, приемами сбора, вариантами его систематизации; формировать навыки работы с дополнительной литературой; развивать творческое начало в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.
Оборудование: пословицы для «Кладовой подсказок».
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Выборочная проверка упражнений.
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
— Что такое интерьер?
— Что характерно для описания интерьера?
Повторное обращение к упражнению 411.
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
— Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?
1. «Наш друг — учебник»
Знакомство с памяткой (с. 243).
2. Слово учителя
— Если вы хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начинайте готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе — отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком-то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги данные сведения; если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.
3. Знакомство с таблицей, расположенной на доске (возможна запись в тетрадь)
Источники сбора материала для сочинения |
Методы сбора материала |
Систематизация материала |
Книга |
Наблюдение над действительностью |
План |
Картина |
Беседа, чтение |
Вступительная, заключительная части |
Фильм |
Записи |
Сбор доказательств, аргументация фактов |
Жизнь |
Опрос, беседа |
Подбор примеров |
V. Закрепление материала. Работа над сочинением
1. Знакомство с темой сочинения «Наш класс (кабинет)»
2. Сбор материала
— При помощи каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?
Задание 1
Оглядитесь и запишите наиболее интересные свои наблюдения словосочетаниями (образец — с. 243 учебника).
— Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Что в этом случае нужно делать? (Обратиться к словарю.)
Занавеска
Масляная краска
Линолеум
Мраморный бюст
Кафедра
Фотография
Деревянный
Иллюстрация
Полированный
Задание 2
Используя «Кладовую подсказок», достаньте пословицы, объясните их смысл, запишите те, которые вы могли бы использовать в своем сочинении.
• Стол спасибом красится.
• Сумеем съесть, было бы к чему сесть.
• Такой порог, что насилу ноги переволок.
• Только и свету, что в нашем окошке.
• У каждого дома свой потолок.
• В тесноте, да не в обиде.
• Горница хороша, да окна кривы.
• Живет в тоске и спит на голой доске.
• Изба красна углами, а обед пирогами.
3. Словарная работа
Учитель. Вам часто не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)
Задание
Подберите синонимы к словам и запишите их:
Висят (лампы) — прикреплены
Висит (портрет) — находится, прибит
Висит (доска) — расположена
Стоит (стол) — находится
Стоят (парты) — размещены
Стоит (шкаф) — поставлен
Класс — комната, помещение, кабинет
VI. Итог урока
— С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?
— Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?
VIII. Домашнее задание
1. Закончить подбор материалов к сочинению (принести через 2 урока).
2. Подготовиться к Т. А. по местоимению (тесты), повторить теорию.
3. Выполнить упражнения 2, 6, 11 (1) (с. 177, 178).
ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку
Подготовить распечатку диктанта «Проверь себя» — «В зимнюю стужу» — по одному экземпляру на парту (или набрать текст для выведения на мультимедийную доску) (РМ).