Р.Р.11. Основные источники материала для сочинения и приемы его сбора. Систематизация материала - МЕСТОИМЕНИЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Р.Р.11. Основные источники материала для сочинения и приемы его сбора. Систематизация материала - МЕСТОИМЕНИЕ

Цели: познакомить учащихся с источниками материала для сочинений соответственно данной теме, приемами сбора, вариантами его систематизации; формировать навыки работы с дополнительной литературой; развивать творческое начало в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.

Оборудование: пословицы для «Кладовой подсказок».

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Выборочная проверка упражнений.


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

— Что такое интерьер?

— Что характерно для описания интерьера?

Повторное обращение к упражнению 411.


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

— Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?

1. «Наш друг — учебник»

Знакомство с памяткой (с. 243).

2. Слово учителя

— Если вы хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начинайте готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе — отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком-то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги данные сведения; если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.

3. Знакомство с таблицей, расположенной на доске (возможна запись в тетрадь)


Источники сбора материала для сочинения

Методы сбора материала

Систематизация материала

Книга

Наблюдение над действительностью

План

Картина

Беседа, чтение

Вступительная, заключительная части

Фильм

Записи

Сбор доказательств, аргументация фактов

Жизнь

Опрос, беседа

Подбор примеров


V. Закрепление материала. Работа над сочинением

1. Знакомство с темой сочинения «Наш класс (кабинет)»

2. Сбор материала

— При помощи каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?

Задание 1

Оглядитесь и запишите наиболее интересные свои наблюдения словосочетаниями (образец — с. 243 учебника).



— Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Что в этом случае нужно делать? (Обратиться к словарю.)

Занавеска

Масляная краска

Линолеум

Мраморный бюст

Кафедра

Фотография

Деревянный

Иллюстрация

Полированный

Задание 2

Используя «Кладовую подсказок», достаньте пословицы, объясните их смысл, запишите те, которые вы могли бы использовать в своем сочинении.

• Стол спасибом красится.

• Сумеем съесть, было бы к чему сесть.

Такой порог, что насилу ноги переволок.

• Только и свету, что в нашем окошке.

У каждого дома свой потолок.

В тесноте, да не в обиде.

• Горница хороша, да окна кривы.

• Живет в тоске и спит на голой доске.

• Изба красна углами, а обед пирогами.

3. Словарная работа

Учитель. Вам часто не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)

Задание

Подберите синонимы к словам и запишите их:

Висят (лампы) — прикреплены

Висит (портрет) — находится, прибит

Висит (доска) — расположена

Стоит (стол) — находится

Стоят (парты) — размещены

Стоит (шкаф) — поставлен

Класс — комната, помещение, кабинет


VI. Итог урока

— С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?

— Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?


VIII. Домашнее задание

1. Закончить подбор материалов к сочинению (принести через 2 урока).

2. Подготовиться к Т. А. по местоимению (тесты), повторить теорию.

3. Выполнить упражнения 2, 6, 11 (1) (с. 177, 178).

ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку

Подготовить распечатку диктанта «Проверь себя» — «В зимнюю стужу» — по одному экземпляру на парту (или набрать текст для выведения на мультимедийную доску) (РМ).






Для любых предложений по сайту: [email protected]