Союз. Группы союзов по значению. Правописание союзов - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Все уроки русского языка 6 класс

Союз. Группы союзов по значению. Правописание союзов - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: расширить понятие о союзах, их группах по значению; формировать навыки слитного написания союзов; проверить усвоение правил написания предлогов на практике; повторить ранее полученные сведения о сложных предложениях, знаках препинания в них; воспитывать уважение к труду учителя.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

1. Прослушивание сочинений (2—4)

Прослушать написанные учащимися сочинения.

2. Выборочный диктант

Задание

Выписать предлоги со словами, к которым они относятся (текст прочитать 2 раза по частям). Объяснить написание предлогов.

ОДА ПРО КОТА ГЕРМЕСА

Похудел наш кот Гермес,

Сбросил свой рекордный вес.

Прописали мы леченье,

Поедал чтоб он в течение

Всей зимы лишь колбасу,

Мясо, рыбу путасу.

Что за славное снадобье!

Стал Гермес наш наподобие

Шара с шерстью и усами.

Удивляемся мы сами:

Вроде кот, а вроде шуба.

На него глядеть нам любо.

В продолжение зимы

Откормили его мы

Так, что вследствие кормежки

Еле двигаются ножки.

Несмотря на злой мороз,

Он не прячет в шубу нос.

Вместо этого со мной

Гордо шествует домой,

Ввиду гордости такой

Держит черный хвост трубой

И топорщит он усы:

Как насчет там колбасы?

Так лечился наш Гермес,

Прибавляя мех и вес.


II. Актуализация опорных знаний

1. Повторение сведений о сложном предложении (разновидности, знаки препинания, союзы)

2. Задание

Записать текст, обозначить графически, что соединяют союзы: однородные члены предложения или части сложного предложения.

Гражданин нынешнего тысячелетия должен принести в свой век все духовные и нравственные ценности прошлого. Этот гражданин пока еще учит таблицу умножения, а со временем к нему придут такие знания, о которых ныне и ученые не подозревают.

Многие научные, а также технические достижения со временем устаревают и утрачивают первоначальное значение, но им на смену приходят новые.

Однако никакие технические феномены не отменят даже в самом отдаленном будущем благороднейшую фигуру учителя.

(Из газеты)


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

1. Знакомство с теоретическим материалом по учебнику (с. 188, 189)



— Для чего служат союзы?

— Чем отличаются сочинительные союзы от подчинительных?

2. Правописание союзов

Учитель. Союзы, которые пишутся слитно, можно перепутать с сочетанием указательных местоимений и частиц, наречий и частиц, предлогов и местоимений.

Первый способ разграничения указанных частей речи

Учащимся предлагается на выбор: записать правило в схематичном виде или в стихотворном, кому как удобнее.


Также и тоже меняем на и,

Тоже = также = и

на для того чтобы чтобы смени,

Для того чтобы = чтобы

оттого потому в предложенье равно,

Оттого = потому = поэтому

зато равнозначно союзу но

Зато = но


Второй способ разграничения указанных частей речи

Если же бы нельзя опустить или перенести в другую часть предложения, то это союз и пишется слитно. Если можно, то пишется отдельно. Если на что, того, так, то, этому падает логическое ударение, то они пишутся отдельно и не являются союзами.


V. Закрепление материала

Диктант с комментированием

Задание

Объяснить написание союзов, отличая их от сочетаний указательных местоимений и частиц, наречий и частиц, предлогов и местоимений.

1. Так же, как и час назад, свистел ветер. 2. Что бы вам спеть о земле, чтобы вам это понравилось? 3. Я пришел, чтобы поговорить. 4. Я спрячусь за то дерево, зато меня никто не найдет. 5. О людях надо судить по тому, сколько они в жизни сделали. 6. Я не пришел во время, потому что потерял часы.

2. Чтобы получить образование, простой деревенский мальчик должен был пройти трудный путь. По этому пути шли немногие люди. Но они упорно шли вперед. То же было и с М. В. Ломоносовым. Зато теперь он признан великим русским ученым.


VI. Итог урока

— Какие из правил вызвали у вас сегодня затруднения?


VII. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Выполнить упражнение 346.

ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку

Распечатать 8 карточек № 1; 8 карточек № 2 (см. урок 60) (РМ).






Для любых предложений по сайту: [email protected]