Междометие. Знаки препинания при междометиях - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Все уроки русского языка 6 класс

Междометие. Знаки препинания при междометиях - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: познакомить учащихся с особенностями междометия и звукоподражательных слов, учить их различать; разъяснить цели употребления междометий в речи; продемонстрировать языковые возможности особой части речи: создание художественных текстов на основе междометий и звукоподражательных слов; развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской культуре и языку.

Оборудование: стихотворение «Как ловкий бегемот» на каждую парту (РМ).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Сбор карточек (используются на последующих уроках). Заслушивание информационных заметок.


II. Актуализация опорных знаний

— В какую группу частей речи входит междометие? (Особую)


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

1. Анализ примеров, записанных на доске

Задание

Записать в тетрадь, подчеркнуть междометия.

Ах, какой прекрасный город! Ура! Мы ломим, гнутся шведы. Э, да ты мастак!

2. Работа с теоретическим материалом по учебнику

3. Выборочный диктант

Задание

Послушайте отрывок из стихотворения «Птичья школа» Б. Заходера и найдите звукоподражательные слова.

Воробушки и галочки

Сидят выводят палочки.

Второй урок — родной язык.

Запомним: пишется чирик,

А произносится чивик

Или чилик, кто как привык!

— Для чего они помещены в стихотворении?

4. Пунктуация при междометиях

— На что похоже оформление междометий в тексте знаками? (Обращения)

Эх, хороша же была ушица! К сожалению, ее было немного.


V. Закрепление материала

1. Предупредительная диктовка

«Ох, ни за что нам не выбраться из этого леса», — подумал я. Мы пошли вперед. «Кра-кра-кра», — сначала слышалось со всех сторон. Потом все смолкло. Вдруг слабо донесся собачий лай. «Ура! Мы спасены, рядом люди!» — закричал обрадованно Миша.

2. Творческая работа

Задание 1

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы:

— Из каких слов состоит стихотворение? (Междометий и звукоподражательных слов)

НЕМНОЖКО НЕОБЫЧНОЕ НЕСТИХОТВОРЕНИЕ

Ж ЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖ ТОП.

ЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ТОП-ТОП

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ! ТОП-ТОП-ТОП.

Ж... Ж... ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ.

ЖЖЖЖ ШЛЕП!!!

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ! БАЦ! ШМЯК.

ЖЖЖЖЖЖ И стало тихо.

БАЦ!БУМ! ДЗЫНЬ!..

(Т. Собакин)

— Что произошло в стихотворении?

— Как вы догадались?

— Какое бы название вы ему дали? Почему?

Стихотворение называется «Как ловкий бегемот Гонялся за нахальной мухой В тесной комнате, где было Много стеклянной посуды».

Задание 2

Попробуйте сочинить подобный рассказ, используя междометия и звукоподражательные слова. Не забудьте дать ему название.


VI. Итог урока

— С какими особенными частями речи познакомились мы на этом уроке?

— Как выделяются на письме междометия?


VII. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Повторить правила оформления диалога. Выполнить упражнение 367(3): придумать в парах диалог по картинке, подготовиться его разыграть.


VIII. «На закуску»

Задание

Прослушать, написать изложение-миниатюру, не забывая о том, что в данном тексте слово ура выступает в роли существительного, отвечающего на вопрос что?

ОТКУДА ПОШЛО РУССКОЕ «УРА»?

Тюркские народности, поселившиеся некогда на юге России, шли в бой с оглушительным криком «Ур!» — «бей», от глагола «урман» — «бить». Русское «ура» обычно производят от тюркского «ур». Но следует иметь в виду, что этот боевой клич был известен на Руси еще в домонгольский период ее истории. Упоминание об этом мы находим в «Слове о полку Игореве». В XVIII веке, в период войн с Пруссией, русское «ура» проникает в немецкую армию, вытеснив здесь боевой клич «вперед». В эпоху же наполеоновских войн познакомились с нашим «ура» и французы, а также и англичане. Таким образом, русское лихое, могучее «ура» стало международным боевым кличем и призывом к подвигу и беззаветной храбрости у самых различных народов.

(Из энциклопедии «Все обо всем»)







Для любых предложений по сайту: [email protected]