Все уроки русского языка 6 класс
Р.Р.14. Стили речи. Понятие о публицистическом стиле. Публицистические жанры: информационное сообщение и другие - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: повторить особенности стилей речи, опираясь на поэтический материал; ознакомить учащихся с особенностями, сферой применения публицистического стиля, его жанрами; воспитывать уважение к профессии журналиста.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Повторить написание не с различными частями речи.
Выборочно проверить упражнения.
II. Актуализация опорных знаний
1. Задание
Прослушайте стихотворение и вспомните названия стилей речи.
ЗАБОТА О СТИЛЕ
Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой —
Стиль это просто... (разговорный),
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу —
Знай, в них... (художественный) стиль,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль... (публицистический) —
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок —
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой — ... (официально-деловой).
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль... (научный).
(В. Синицын)
2. Задание
Запишите строки, касающиеся публицистического стиля (учитель диктует второй раз).
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1. Беседа
— Где употребляется публицистический стиль?
— Какие виды текстов используются в публицистическом стиле? (Заметки, очерки)
2. Запись
Характерные черты публицистического стиля
1) Строгая логичность.
2) Глубина анализа фактов.
3) Эмоциональность:
а) риторические вопросы — вопросы, не требующие ответа, содержание его заключено в самом вопросе. Например: «Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?» (Ничего) Риторический вопрос характеризуется яркой восклицательной интонацией;
б) восклицательные предложения; яркие, слова с различной эмоциональной окраской. (Нельзя ждать! Будущий гений!)
в) обращения.
4) Образность (фразеологические обороты, метафоры, слова в переносном значении): сидеть сиднем.
3. Знакомство с жанрами публицистического стиля
1) Учитель зачитывает особенности жанров, ребята записывают названия.
• Передовица — передовая статья, статья по одному из актуальных вопросов внешней или внутренней политики государства.
• Полемическая статья — отклик на другой текст, содержит в себе элементы спора, полемики. Текстам этого типа свойственна яркая эмоциональность.
• Рекламные статьи — статьи, которые в явной или скрытой форме выражают не точку зрения ее автора, а точку зрения заказчика.
• Репортаж дает читателю наглядное представление о событии. Репортаж — это «глаза и уши» читателя.
• Очерк — самостоятельный жанр публицистики, рассказ, основанный на фактическом материале и включающий в себя размышления автора по поводу происшедшего события, Его содержанием может стать биография человека, историческое событие, любой факт общественной жизни и жизни автора.
• Эссе — публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем. Эссе — это жанр размышлений.
• Фельетон — литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни. Фельетону присущи ироничность, сатиричность. Автор не просто дает оценку тем или иным явлениям, но подвергает их осмеянию.
2) Информационное сообщение и заметка.
4. Знакомство с теоретическим материалом по учебнику
Схема строения информационного сообщения, заметки
• Что?
• Когда?
• Где?
• При каких обстоятельствах?
V. Закрепление материала
Определите жанр, докажите.
ВЕТЕРАН ПЛЫВЕТ
Аргентинец Даниэль Карпио готовится к заплыву через Гибралтар — 15-километровый пролив, разделяющий Европу и Африку. В этом сообщении не было бы ничего необычного, если бы не возраст спортсмена — 83 года. В 1948 году он первым проплыл по Гибралтару.
По мнению спортсмена, ему потребуется на предстоящий заплыв, который, видимо, состоится в первых числах августа, около 8 часов.
Напишите заметку об интересном событии в мире животных.
VI. Итог урока
— Поднимите руки, кому нравится профессия журналиста.
— Как вы считаете, чем она сложна?
— В каком жанре публицистического стиля вы бы хотели попробовать себя?
VII. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Высокий уровень
Напишите информационную заметку о самом интересном событии в этом учебном году.
Достаточный уровень
Найдите в газетах примеры заметок разных жанров публицистического стиля, вырежьте и сделайте карточки, не надписывая жанр.
Средний уровень
Найдите в газете информационную заметку, вырежьте и вложите в тетрадь.
ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку
Распечатать стихотворение «Как ловкий бегемот» на каждую парту (15 шт.) (см. урок 63) (РМ).