Р.Р.14. Стили речи. Понятие о публицистическом стиле. Публицистические жанры: информационное сообщение и другие - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Все уроки русского языка 6 класс

Р.Р.14. Стили речи. Понятие о публицистическом стиле. Публицистические жанры: информационное сообщение и другие - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: повторить особенности стилей речи, опираясь на поэтический материал; ознакомить учащихся с особенностями, сферой применения публицистического стиля, его жанрами; воспитывать уважение к профессии журналиста.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Повторить написание не с различными частями речи.

Выборочно проверить упражнения.


II. Актуализация опорных знаний

1. Задание

Прослушайте стихотворение и вспомните названия стилей речи.

ЗАБОТА О СТИЛЕ

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой —

Стиль это просто... (разговорный),

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу —

Знай, в них... (художественный) стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль... (публицистический) —

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок —

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой — ... (официально-деловой).

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль... (научный).

(В. Синицын)

2. Задание

Запишите строки, касающиеся публицистического стиля (учитель диктует второй раз).


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

1. Беседа

— Где употребляется публицистический стиль?

— Какие виды текстов используются в публицистическом стиле? (Заметки, очерки)

2. Запись

Характерные черты публицистического стиля

1) Строгая логичность.

2) Глубина анализа фактов.

3) Эмоциональность:

а) риторические вопросы — вопросы, не требующие ответа, содержание его заключено в самом вопросе. Например: «Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?» (Ничего) Риторический вопрос характеризуется яркой восклицательной интонацией;

б) восклицательные предложения; яркие, слова с различной эмоциональной окраской. (Нельзя ждать! Будущий гений!)

в) обращения.

4) Образность (фразеологические обороты, метафоры, слова в переносном значении): сидеть сиднем.

3. Знакомство с жанрами публицистического стиля

1) Учитель зачитывает особенности жанров, ребята записывают названия.

• Передовица — передовая статья, статья по одному из актуальных вопросов внешней или внутренней политики государства.

• Полемическая статья — отклик на другой текст, содержит в себе элементы спора, полемики. Текстам этого типа свойственна яркая эмоциональность.

• Рекламные статьи — статьи, которые в явной или скрытой форме выражают не точку зрения ее автора, а точку зрения заказчика.

• Репортаж дает читателю наглядное представление о событии. Репортаж — это «глаза и уши» читателя.

• Очерк — самостоятельный жанр публицистики, рассказ, основанный на фактическом материале и включающий в себя размышления автора по поводу происшедшего события, Его содержанием может стать биография человека, историческое событие, любой факт общественной жизни и жизни автора.

• Эссе — публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем. Эссе — это жанр размышлений.

• Фельетон — литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни. Фельетону присущи ироничность, сатиричность. Автор не просто дает оценку тем или иным явлениям, но подвергает их осмеянию.

2) Информационное сообщение и заметка.

4. Знакомство с теоретическим материалом по учебнику

Схема строения информационного сообщения, заметки

• Что?

• Когда?

• Где?

• При каких обстоятельствах?


V. Закрепление материала

Определите жанр, докажите.

ВЕТЕРАН ПЛЫВЕТ

Аргентинец Даниэль Карпио готовится к заплыву через Гибралтар — 15-километровый пролив, разделяющий Европу и Африку. В этом сообщении не было бы ничего необычного, если бы не возраст спортсмена — 83 года. В 1948 году он первым проплыл по Гибралтару.

По мнению спортсмена, ему потребуется на предстоящий заплыв, который, видимо, состоится в первых числах августа, около 8 часов.

Напишите заметку об интересном событии в мире животных.


VI. Итог урока

— Поднимите руки, кому нравится профессия журналиста.

— Как вы считаете, чем она сложна?

— В каком жанре публицистического стиля вы бы хотели попробовать себя?


VII. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Высокий уровень

Напишите информационную заметку о самом интересном событии в этом учебном году.

Достаточный уровень

Найдите в газетах примеры заметок разных жанров публицистического стиля, вырежьте и сделайте карточки, не надписывая жанр.

Средний уровень

Найдите в газете информационную заметку, вырежьте и вложите в тетрадь.

ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку

Распечатать стихотворение «Как ловкий бегемот» на каждую парту (15 шт.) (см. урок 63) (РМ).






Для любых предложений по сайту: [email protected]