Понятие о фразеологии. фразеологизмы, фразеологический словарь - ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Все уроки русского языка 6 класс

Понятие о фразеологии. фразеологизмы, фразеологический словарь - ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цели: повторить ранее полученные сведения о фразеологии; развивать навыки работы с фразеологическим словарем; расширять словарный запас учащихся; познакомить с требованиями к выполнению проекта; воспитывать эрудированного собеседника, умеющего применить свои знания в жизни.

Оборудование: книга Н. Ходза. Новые проделки Хитрюшкина (Ленинград: Детская литература, 1968); словарь фразеологизмов; «Критерии оценивания проекта» (РМ).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию: ситуация общения


II. Постановка целей и задач урока


III. Объяснение нового материала

1. Интрига

Инсценировка заранее подготовленным учащимся монолога главного героя рассказа «Хитрюшкин вышел из себя» с иллюстрациями. Возможно использование материала книги Н. Ходза «Новые проделки Хитрюшкина» (Ленинград: Детская литература, 1968).

2. Слово учителя

— Какие моменты монолога изображены на рисунках?


image8


— Скажите, ребята, почему мы улыбались при рассматривании рисунков? (Иллюстрации к фразеологизмам в их прямом значении)

— Как вы думаете можно назвать раздел науки о языке, изучающий устойчивые фразы, которые часто имеют переносное значение? (Фразеология)

3. Запись определения из учебника или со слов учителя

Фразеология — это...

4. Сообщение учащегося по теме «Фразеология»

5. Лабораторная работа

Задание

Запишите выражения из монолога Хитрюшкина, которые мы с вами услышали. В них замените часть слов синонимами и понаблюдайте, изменится ли смысл. Расскажите о своих впечатлениях.

• Лопнул от досады — разорвался от досады;

• взял себя в руки — забрал себя в руки;

• подпрыгнул до потолка — подпрыгнул до люстры;

• вышел из себя — выбежал из себя.

6. Сообщение результатов наблюдений

Вывод

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, единое целое, поэтому разрушать его нельзя, он будет являться одним членом предложения.


IV. Закрепление материала

1. Игра «Назовите фразеологизм»

«Змейка». Кто не смог назвать — выбывает из игры. Параллельно необходимо выборочно записать фразеологизмы в тетради с расшифровкой значения (при ответах можно пользоваться учебником).

2. Слово учителя

— Угадайте, о чем идет речь.

Его задирают, зазнаваясь; им клюют, засыпая; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; его воротят, если что-то не нравится; под него суют, если вы чего-то не замечаете. (Нос)

— Как вы думаете, откуда появились фразеологизмы остаться с носом и зарубить на носу?

А вот как толкуются фразеологизмы со словом нос в книге В. А. Ивановой, Г. А. Панова, З. А. Потихи «Тайны родного языка». Эти фразеологизмы не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос в современном понимании.

3. Задание

Напишите изложение-миниатюру по тексту.

Мы часто говорим: остаться с носом, т. е. потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным (или, соответственно, оставить с носом — одурачить кого-то). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т. е. приношение, подарок, выкуп (на Востоке — «калым»). Сравните — на вынос, носить. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения: показать нос, натянуть нос, водить за нос.

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней разные заметки, зарубки.

4. «Давайте познакомимся»

Учитель демонстрирует словарь фразеологизмов. Приводит примеры фразеологизмов с толкованием.

• Держаться в тени — быть незаметным;

• за обе щеки — с аппетитом;

• намылить голову (шею) — обругать;

• много воды утекло — прошло много времени.


V. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Высокий уровень

Работа с проектом. Создание собственного словаря фразеологизмов (срок — 7 дней).

Инструкция к созданию индивидуального кратковременного проекта

1. Подобрать не менее 10 фразеологизмов.

2. Дать их толкование, опираясь на «Словарь фразеологизмов».

3. Оформить книжку с иллюстрациями.


Критерии оценивания (выдаются желающим работать с проектом)


Обложка

2 балла

Вступление от автора (теория)

2 балла

Иллюстрации

2 балла

Объем

2 балла

Страница — содержание книги

2 балла

Эстетика (аккуратность) исполнения

2 балла


Достаточный уровень, средний уровень

Подготовиться к выставке: сделать рисунки к фразеологизмам, имея в виду прямое значение (как у Хитрюшкина), объяснить значение фразеологизмов.

ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку Распечатка этимологии наиболее распространенных имен (Л. Успенский «Слово о словах», с. 604—629).

1 группа

• Александр (греч.) — защитник людей. Сравните со словами «скафандр» (лодка-человек) и «алексин» (защитное вещество в крови животных).

• Алексей (греч.) — защитник. Сравните с Александром. Торжественно-книжная форма — Алексий.

• Анатолий (греч.) — восточный.

• Андрей (греч.) — мужественный, храбрец.

• Анна (евр.) — благодать.

2 группа

• Валерий, Валерия — (рим.) — от римского «валерэ» — быть здоровым.

• Виктор, Виктория (рим.) — победитель, победа. «Аве, Виктор!» («Здравствуй, победитель!») — возглас, которым римляне встречали полководцев в дни триумфов.

• Галина (греч.) — тишина, кротость, в частности штиль на море, тихая погода.

• Геннадий (греч.) — родовитый. Сравните «генеалогия» (родословная).

• Дмитрий (Димитрий) (греч.) — принадлежащий Деметре, богине земли.

• Евгений, Евгения (греч.) — благородный.

• Елена (догреч.) — толкования неточны: избранная, светлая, пламенник.

3 группа

• Зоя (греч.) — жизнь. Сравните со словами «зоо-логия» (наука о живых существах), «палео-зой» (эпоха древнейшей жизни в геологии).

• Игорь (сканд.) — от «вар» — воинство, сила. Первоначально — одно из имен-эпитетов бога-громовержца.

• Ирина (греч.) — мир.

• Михаил (евр.) — богоподобный, божественный.

• Николай (греч.) — победитель народов.

• Татьяна (греч.) — устроительница, учредительница.

• Юрий (от Георгий, слав. от греч.) — земледелец.






Для любых предложений по сайту: [email protected]