Р.Р.2. Тема и основная мысль общения - ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Все уроки русского языка 6 класс

Р.Р.2. Тема и основная мысль общения - ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цели: обновить ранее полученные сведения о теме и основной мысли общения; развивать логическое мышление в процессе подготовки к ответам, коммуникабельность при работе в группах; воспитывать самостоятельность при анализе текста.

Оборудование: 3—4 распечатки этимологии наиболее распространенных имен (РМ).

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Словарный диктант (с обозначением орфограмм: безударная гласная; буква и, ы после ц, ь у существительных 3 склонения; словарные слова; проверяемые согласные; непроизносимые согласные).

Грамотная речь, ситуация общения, устный диалог, любимая профессия, общеупотребительная лексика, адресат речи, красивый монолог, говорящий на диалекте, речевой этикет, русская словесность, правильная интонация, вежливый собеседник, точные выражения, культура поведения, чудесная традиция, словарный запас.


II. Постановка целей и задач урока


III. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

— Люди каждый день говорят, общаются в различной обстановке: дома, на улице, на работе. Мы в школе тоже общаемся. Мы говорим на различные темы.

— А что такое тема?

2. Запись

Тема — то, о чем (о ком) говорится.

Тема часто выносится в заглавие текста.

Сегодня темой нашего общения станут... Я пока не буду говорить что, потому что вы определите это сами. Запишите в тетради слово тема.

3. Задание

— Послушайте текст и запишите его тему в тетрадь. (По главам «Из дали времен», «Добра же суть и та имена», Л. Успенский «Слово о словах» (с. 403).

Если каждое слово обладает чудесной силой, то человеческое имя, разумеется, может быть могучим талисманом, добрым или злым, смотря по своему характеру. Досталось человеку удачное имя — счастливой будет его жизнь.

А как отличить плохое от хорошего? Это ведомо волхвам и кудесникам, но думать можно, что слово, которое значит что-либо приятное, могучее, светлое, не должно, став именем, принести вред. Скорее, оно передаст его носителю эти качества.

Мир давно забыл о большинстве таких наивных верований, а имена остались. Позднее людей стали называть в честь святых, по профессиям, по самым различным чертам ребячьего характера и наружности, по именам животных. Словом, — как угодно.

Не так давно известный археолог А. В. Арциховский сообщил, например, что в древнем Новгороде обнаружена им занятная семья довольно состоятельных людей, — может быть, рыбаков или рыботорговцев. Люди эти носили фамилию Линёвых: очевидно, родоначальника их звали Линь. Старый Линь оказался человеком не без юмора: своих 4 сыновей он окрестил тоже «по-рыбьи»: Сом Линёв, Ерш Линёв, Окунь Линёв и даже Судак Линёв.

Но какое бы имя ни дали человеку, что бы оно ни значило, только от человека зависит: будет ли он гордо нести свое имя, сложится ли у него все в жизни, будут гордится им родные или нет.

Ответ. Тема текста «Происхождение имен и их значение».

4. Слово учителя

— Что такое основная мысль текста?

5. Запись в тетрадях

Основная мысль текста — это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.

— А какова основная мысль нашего текста? (Только от человека зависит, будет ли его имя уважаемым.)

— Вспомните, на какие темы в последнее время вы общались с одноклассниками?

— Всегда ли была понятна основная мысль вашего общения?

— Что нужно сделать, чтобы основную мысль не приходилось долго искать? (Четко выражать свои мысли, грамотно строить предложения, «не растекаться мыслью по древу», выстраивать мысли, чтобы они были четкими.)


IV. Работа в группах (3 группы)

Задание

Используя распечатку, записать с расшифровкой имена, встретившиеся в группе учащихся, рассказать об их истории.

Тема рассказа. Этимология имен.

Основная мысль. Знать историю своего имени — это интересно.


V. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Прочитать текст про игрушку (упражнение 372), определить его тему, основную мысль. Принести свою игрушку на выставку (пятое задание к упражнению).

ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку.

Распечатка афоризмов крупным шрифтом на отдельных листах.

Главное — делайте все с увлечением: это страшно украшает жизнь (Лев Ландау).

Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием и не желай себе за это похвалы (Марк Аврелий).

Терпимость — сестра справедливости (В. Е. Михальцев).

Труд — это отец удовольствия (Стендаль).

Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать (Л. Н. Толстой).

Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его (Бернард Шоу).

Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими удовольствиями (Демокрит).






Для любых предложений по сайту: [email protected]