Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения как разновидность фразеологизмов - ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Все уроки русского языка 6 класс

Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения как разновидность фразеологизмов - ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цели: углубить ранее полученные знания о фразеологии; расширить сведения о крылатых выражениях; учить сопоставлять знания, полученные на различных уроках; развивать навыки слушания; воспитывать заинтересованность в изучении и осмыслении учащимися русского языка.

Оборудование: книга «Почему мы так говорим. Крылатые слова» под редакцией Р. А. Замтарадзе (или сборник крылатых выражений Н. С. Ашукина, М. Г. Ашукиной «Крылатые слова»); распечатка афоризмов.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Выставка игрушек, краткий рассказ о них (3—4 человека по выбору учителя).


II. Постановка целей и задач урока


III. Актуализация опорных знаний

1. Выборочный диктант (устный)

Задание

На слух просчитать количество фразеологизмов в тексте. Победил тот ряд, в котором больше всего правильных ответов.

СЕЛ В ГАЛОШУ

(Из приключений Ошибкина)

День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчет уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, т.к. вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница вызвала меня неожиданно к доске, я вылез из кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10), но в конце концов я сел в галошу (11).

Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14)

2. Проверка выполнения задания


IV. Объяснение нового материала

Запись с доски

Виды фразеологизмов

1. Античные фразеологизмы (дамоклов меч, прокрустово ложе).

2. Библейские фразеологизмы — крылатые выражения из Библии (блудный сын).

3. Афоризмы (краткие выразительные изречения, выражающие обобщенную мысль) и крылатые фразы из литературных произведений (свежо предание, да верится с трудом; а ларчик просто открывался).

4. Пословицы и поговорки.


V. Закрепление материала

1. Игра «Кто больше»

— Какие пословицы и поговорки вы запомнили из предыдущих уроков?

2. «Давайте познакомимся» (из истории крылатых выражений)

Задание

Прослушать, записать крылатое выражение.

ВСЕ МОЕ НОШУ С СОБОЙ

Цицерон приписывает эти слова одному из легендарных «семи мудрецов» Бианту. Когда его родной город был взят неприятелем и жители в бегстве старались захватить с собой больше из своих вещей, кто-то посоветовал и ему поступить так же. «Я так и делаю, ведь я все мое ношу с собой», — ответил он, имея в виду, что только духовное богатство можно считать неотъемлемым имуществом. Он даже не считал своим достоянием те игрушки судьбы, которые мы называем своим добром.

Однако эти слова чаще цитируются в более элементарном смысле — не о внутреннем достоянии человека, а о скудном материальном имуществе.

Учитель. Это выражение взято из книги «Почему мы так говорим. Крылатые слова». Если вы захотите узнать толкование и других крылатых выражений, то почитайте ее, и вы откроете для себя необыкновенный мир.

3. Межпредметные связи

Учитель. Часто, изучая литературное произведение, мы не задумываемся, что его слова остаются жить среди нас и тогда, когда мы закрываем книжку. Например, фраза «Не без добрых душ на свете» вышла из стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник»; «попасть с корабля на бал» — фраза А. С. Пушкина из романа «Евгений Онегин». Мы с вами также давно уже знакомы с прекрасными произведениями И. А. Крылова. Практически каждая басня подарила нам крылатое выражение.

Задание

Вспомните крылатые выражения из басен И. Крылова, объясните их значение.

4. Афоризмы

Учитель. А теперь я хочу поделиться с вами мудрыми мыслями различных людей. Это афоризмы — тоже разновидность фразеологизмов. Прочитайте их и запишите понравившиеся в тетрадь.

(Печатные материалы или запись афоризмов на доске.)

ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку


VI. Домашнее задание

Теория по учебнику.

• Подготовка КВНа. Класс делится на 2 команды: «Лексикология», « Фразеология».

Задания

1. Придумать герб (эмблему) вымышленного языкового государства.

2. Домашнее задание — создать карту государства, провести экскурсию по областям — разделам лексикологии, фразеологии (10 минут).

3. Подготовить 5 вопросов соперникам по своей категории (с ответами и указанием источника).

4. «Осталось только нам сказать...» — шуточное заключение с интересными фактами по теме команды.






Для любых предложений по сайту: [email protected]