Все уроки русского языка 6 класс
Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения как разновидность фразеологизмов - ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Цели: углубить ранее полученные знания о фразеологии; расширить сведения о крылатых выражениях; учить сопоставлять знания, полученные на различных уроках; развивать навыки слушания; воспитывать заинтересованность в изучении и осмыслении учащимися русского языка.
Оборудование: книга «Почему мы так говорим. Крылатые слова» под редакцией Р. А. Замтарадзе (или сборник крылатых выражений Н. С. Ашукина, М. Г. Ашукиной «Крылатые слова»); распечатка афоризмов.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Выставка игрушек, краткий рассказ о них (3—4 человека по выбору учителя).
II. Постановка целей и задач урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Выборочный диктант (устный)
Задание
На слух просчитать количество фразеологизмов в тексте. Победил тот ряд, в котором больше всего правильных ответов.
СЕЛ В ГАЛОШУ
(Из приключений Ошибкина)
День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчет уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, т.к. вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница вызвала меня неожиданно к доске, я вылез из кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10), но в конце концов я сел в галошу (11).
Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14)
2. Проверка выполнения задания
IV. Объяснение нового материала
Запись с доски
Виды фразеологизмов
1. Античные фразеологизмы (дамоклов меч, прокрустово ложе).
2. Библейские фразеологизмы — крылатые выражения из Библии (блудный сын).
3. Афоризмы (краткие выразительные изречения, выражающие обобщенную мысль) и крылатые фразы из литературных произведений (свежо предание, да верится с трудом; а ларчик просто открывался).
4. Пословицы и поговорки.
V. Закрепление материала
1. Игра «Кто больше»
— Какие пословицы и поговорки вы запомнили из предыдущих уроков?
2. «Давайте познакомимся» (из истории крылатых выражений)
Задание
Прослушать, записать крылатое выражение.
ВСЕ МОЕ НОШУ С СОБОЙ
Цицерон приписывает эти слова одному из легендарных «семи мудрецов» Бианту. Когда его родной город был взят неприятелем и жители в бегстве старались захватить с собой больше из своих вещей, кто-то посоветовал и ему поступить так же. «Я так и делаю, ведь я все мое ношу с собой», — ответил он, имея в виду, что только духовное богатство можно считать неотъемлемым имуществом. Он даже не считал своим достоянием те игрушки судьбы, которые мы называем своим добром.
Однако эти слова чаще цитируются в более элементарном смысле — не о внутреннем достоянии человека, а о скудном материальном имуществе.
Учитель. Это выражение взято из книги «Почему мы так говорим. Крылатые слова». Если вы захотите узнать толкование и других крылатых выражений, то почитайте ее, и вы откроете для себя необыкновенный мир.
3. Межпредметные связи
Учитель. Часто, изучая литературное произведение, мы не задумываемся, что его слова остаются жить среди нас и тогда, когда мы закрываем книжку. Например, фраза «Не без добрых душ на свете» вышла из стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник»; «попасть с корабля на бал» — фраза А. С. Пушкина из романа «Евгений Онегин». Мы с вами также давно уже знакомы с прекрасными произведениями И. А. Крылова. Практически каждая басня подарила нам крылатое выражение.
Задание
Вспомните крылатые выражения из басен И. Крылова, объясните их значение.
4. Афоризмы
Учитель. А теперь я хочу поделиться с вами мудрыми мыслями различных людей. Это афоризмы — тоже разновидность фразеологизмов. Прочитайте их и запишите понравившиеся в тетрадь.
(Печатные материалы или запись афоризмов на доске.)
ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку
VI. Домашнее задание
Теория по учебнику.
• Подготовка КВНа. Класс делится на 2 команды: «Лексикология», « Фразеология».
Задания
1. Придумать герб (эмблему) вымышленного языкового государства.
2. Домашнее задание — создать карту государства, провести экскурсию по областям — разделам лексикологии, фразеологии (10 минут).
3. Подготовить 5 вопросов соперникам по своей категории (с ответами и указанием источника).
4. «Осталось только нам сказать...» — шуточное заключение с интересными фактами по теме команды.