Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Правописание суффиксов - Русская орфография как система правил
Цели урока: повторить и систематизировать правила, связанные с написанием суффиксов существительных (-чик-/-щик-; -ик-/-ек-), прилагательных (-к-/-ск-) и глаголов (-ова-(-ева-), -ыва-(ива-), и потренировать учащихся в умении их использовать на письме.
I. Повторение и систематизация сведений о написании суффиксов (задание на с. 26).
Чтобы помочь учащимся вспомнить правила, регулирующие написание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, предложим рассмотреть записанные на доске примеры, и использовать их в ответе на вопрос (с. 26).
Орешек – орешка (род. п.); мячик – мячика (род. п.).
Летать – лётчик, собирать (не на д-т, з-с, ж) – сборщик.
Узкий – узок (кр. ф.), рыбацкий – рыбак, русский – Русь (не на к, ч, ц).
Чувствовать – чувствую (1 л. ед. ч.), впитывать – впитываю (1 л. ед. ч.).
II. Правописание суффиксов -ек-/-ик-, -чик-/-щик- существительных (упр. 50, 51).
Уже в процессе работы с упр. 50 напомним учащимся о необходимости различать суффиксы -чик-, -ик- с уменьшительно-ласкательным значением (рукавчик, лимочик), и -чик- со значением «лицо, человек определённой профессии» (погрузчик), а работа с упр. 51 (3) позволит закрепить представление о суффиксах-омонимах.
Думаем, выполнение упр. 51 (1) будет целесообразно организовать по вариантам.
III. Написание суффиксов -к- и -ск- прилагательных (упр. 53, 54).
В процессе анализа схемы рубрики «Знайте и применяйте!» (с. 28) попросим шестиклассников вспомнить и перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных и ответить на вопрос, прилагательные какого разряда могут иметь краткую форму. Подведём учащихся к выводу о том, что в качественных прилагательных мы пишем суффикс –к-, а в относительных – как суффикс –к-, так и –ск- в зависимости от согласного на конце производящей основы. Этот вывод ещё раз прозвучит в ответе на вопрос в задании 2 упр. 54.
IV. Правописание суффиксов –ыва-/-ива-, -ова-/-ева- глаголов несовершенного вида (зад. (с. 29), упр. 58).
Предложим учащимся после выполнения упр. 58 определить вид образованных глаголов и сделать вывод о том, глаголы какого вида образуются с помощью суффиксов –ыва-/-ива-, -ова-/-ева-.
Д. з.: 1) упр. 55, 57; 2) по желанию – упр 52.