Правописание окончаний - Русская орфография как система правил

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Правописание окончаний - Русская орфография как система правил

Цель урока: повторить основные орфографические правила, связанные с написанием окончаний существительных, прилагательных, глаголов, и отрабатывать умение применять их на письме.


I. Тренировка в умении использовать правила написания суффиксов (проверка домашнего задания, упр. 59, {ф}предупредительный диктант).

В слабом классе поможем ребятам сформулировать правило (упр. 59): в форме прошедшего времени глагола перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и на конце основы инфинитива (или: перед окончанием -ть (-ти) в инфинитиве этого глагола).

Предупредительный диктант

Задание. Запишите слова под диктовку. Перед каждым словом укажите проверочную форму или другое слово, позволяющее объяснить выбор написания.

Цыплёночек, вагончик, колёсико, ножичек, закашлялся, извозчик, сменщик, секретарский, рыбацкий, замаячил, скользкий, ткацкий, братский, французский, не расслышал.


II. Повторение и систематизация сведений о правописании окончаний (зад. (с. 30), упр. 60).

В слабом классе предложим ребятам построить высказывание (упр. 60), используя примеры из записанного на доске предложения: В лучах ласкового весеннего солнышка воркуют и нежатся на крыше голубятни белые птицы.


III. Правописание окончаний глаголов (упр. 61, 62, 63 (1); в сильном классе – упр. 65).

Напомним ребятам один из возможных алгоритмов определения гласной в падежном окончании существительного: во избежание ошибок прежде всего нужно поставить это существительное в начальную форму и, если оно оканчивается на -ия, -ий, -ие, -мя, написать окончание –и. В противном случае определяем склонение: в существительных третьего склонения пишем , в существительных второго склонения - . Если существительное относится к первому склонению, определяем падеж и в родительном падеже пишем -и, в дательном и предложном -.

Попросим учащихся слабого класса в процессе объяснения выбора написания в личном окончании глагола проговаривать вопросы к личной форме глагола и к его инфинитиву с целью проверки отнесённости этих форм к одному виду.

Выполнив задание упр. 65, ученики делают вывод о том, что необходимо различать по значению глагольные формы повелительного наклонения и изъявительного наклонения 3 лица настоящего и будущего времени для правильного их написания, так как часто эти формы являются омофонами. Формы повелительного и изъявительного наклонения имеют разный морфемный состав, повелительное наклонение часто образуется с помощью суффикса –и-, а в формах изъявительного наклонения такой суффикс отсутствует.


Д. з.: 1) упр. 63 (4, 5), 66; 2) по желанию – упр. 67.

Резерв – упр. 63 (2, 3).






Для любых предложений по сайту: [email protected]