Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса - Синтаксис и пунктуация

Цели урока: 1) повторить сведения о синтаксисе и пунктуации как разделах лингвистики и подчеркнуть тесную связь этих разделов; 2) повторить и обобщить известные учащимся сведения о словосочетании как единице синтаксиса: о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании и о средствах их связи; о видах словосочетаний по характеру главного слова; 3) повторить сведения об интонации как одном из важнейших признаков предложения и потренировать учащихся в интонационном разборе.


I. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (эпиграф, вопросы (с. 43)).

Прежде чем шестиклассники изложат своё понимание содержания эпиграфа к разделу, выясним, всеми ли усвоено понятие «грамматика», и ещё раз напомним, что нормы морфологии регулируют правильное словоизменение, а нормы синтаксиса – правильное соединение слов в словосочетания и предложения.


II. Словосочетания и их группы по характеру главного слова (упр. 92-94).

Выслушивая выступления учащихся по вопросам упр. 92, ещё раз обратим их внимание на то, что, кроме окончания (окончания и предлога), в качестве средства связи слов в словосочетании выступает интонация.

В ходе совместного обсуждения ответа на вопрос упр. 93 о различиях слов и словосочетаний подведём шестиклассников к следующим выводам: 1) словосочетания более конкретно и точно, чем отдельные слова, называют предметы, действия и их признаки; 2) словосочетание, в отличие от слова, имеет более сложную структуру: оно включает в свой состав не менее двух знаменательных слов, одно из которых главное, другое зависимое.

Работа с заданием 2 упр. 93 должна привести ребят к пониманию того, что словосочетания не только более точно называют какой-либо предмет, но и способствуют созданию его яркой характеристики, выразительного образа обозначаемого предмета или явления, ср.: гнедой конь – златогривый конь.

В слабом классе в случае затруднения учащихся при подборе примеров для записи во второй и третий столбики (упр. 94) предложим распределить в эти столбики следующие словосочетания: изучение географии, точный до миллиметра, внимательный к детям, поездка к морю, изложение текста, красный от досады, способности к языкам.


III. Интонация как один из важнейших признаков предложения. Интонационный разбор (упр. 97, 98).

Задание 2 упр. 97 (провести интонационный разбор) нам кажется целесообразным предложить после выполнения упр. 98. В целях экономии времени учитель может сам назвать интересные в плане интонационного разбора предложения. Например:


И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

(А. Пушкин)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И Бунин)


Д. з.: 1) упр. 92 повторить; 2) на выбор: упр. 95 или 47 с доп. зад.: выписать три глагольных и три именных словосочетания; 3) по желанию – упр. 99.

Резерв – упр. 96.






Для любых предложений по сайту: [email protected]