Предложение как единица синтаксиса - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Предложение как единица синтаксиса - Синтаксис и пунктуация

Цель урока - повторить и обобщить известные учащимся сведения о предложении как единице синтаксиса: об основных признаках предложения; о видах предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов.


I. Словосочетание как единица синтаксиса (повторение) (проверка домашнего задания).

По усмотрению учителя как форма проверки усвоения сведений о словосочетании может быть предложен фронтальный опрос: 1) Чем отличается словосочетание от слова? 2) Покажите на примерах, что словосочетания более конкретно и точно, чем отдельные слова, называют предметы, действия и их признаки. 3) Из каких необходимых элементов состоит словосочетание? 4) Как связаны слова в словосочетании? 5) Установите смысловую и грамматическую связь между словами бежать, дорога. Какие средства связи вы использовали? 6) На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?


II. Предложение как единица синтаксиса. Виды предложений (упр. 100 (устное высказывание), упр. 102).

В сильном классе попросим учащихся самостоятельно подобрать пример (примеры) для развёрнутого высказывания по тезисному плану (упр. 100).

В слабом классе предложим ребятам использовать для построения высказывания о предложении как единице синтаксиса (упр. 100) записанные на доске предложения, например:Прозвенел, пролился блестящими струйками летний дождь. Засияло на чистом небе ласковое солнце.

Конкурс. Выполнение задания озаглавить текст (102 (1)) организуем в форме конкурса на самое ярко название, точно отражающее тему или идею текста («Прояви смекалку!», «Сила – в знании!», «Простое изобретение», «Увеличитель силы», «Маленький силач» и т. д.).

Постараемся научить ребят выстраивать полный доказательный ответ-характеристику предложений (упр. 102 (2)), например: предложение 1 по цели высказывания вопросительное, так как содержит вопрос; по эмоциональной окраске невосклицательное, так как не окрашено особым чувством, по количеству грамматических основ простое, основа - ты можешь приподнять; по наличию второстепенных членов распространённое: сказуемое распространено обстоятельством и дополнениями.


III. Роль разных по интонации и эмоциональной окраске предложений в художественном тексте (упр. 103 (сочинение-миниатюра)).

Одна из основных целей данного этапа – закрепить представление об интонации как одном из важнейших признаков предложения, необходимом для обозначения его границ, для выражения смысла высказывания, а также эмоций. Важно, чтобы учащиеся не отождествляли понятия «интонация» и «эмоциональная окраска».

После проведения лингвистического эксперимента (замены в художественном вопросительной интонации на восклицательную) подведём учащихся к выводу о том, что смена интонации приводит к изменению цели высказываний, которые составляют текст, и, таким образом, к изменению его содержания.

В тексте, который составляют вопросительные предложения, автор приглашает читателя к неторопливому размышлению и стремится к тому, чтобы в его воображении возникли знакомые картины осени. В тексте с использованием восклицательных повествовательных предложений автор прежде всего выражает своё восхищение осенними запахами. Тексты будут различаться и по общему эмоциональному настрою: спокойное созерцание в первом тексте и эмоциональный подъём во втором.


Д. з.: 1) упр. 100 повторить; 2) упр. 101.

Резерв – упр. 104, 105.






Для любых предложений по сайту: [email protected]