Грамматическая основа предложения. Односоставные предложения - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Грамматическая основа предложения. Односоставные предложения - Синтаксис и пунктуация

Цели урока: 1) повторить сведения о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения, о морфологических способах их выражения; 2) совершенствовать пунктуационное умение постановки тире в предложениях следующей конструкции: сущ. (им. п.) – (это) сущ. (им. п.).


I. Виды грамматических основ по способу морфологического выражения (упр. 113, 115).

Поможем учащимся слабого класса рассмотреть схему упр. 113 и осмыслить её содержание. С этой целью организуем беседу по вопросам: Что такое грамматическая основа предложения? Являются ли? Как в схеме показано, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием? (Обратим внимание шестиклассников на взаимообразные стрелочки, которые связывают в схеме подлежащее и сказуемое: мы можем задать вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.) Что обозначает подлежащее? Что такое предмет речи? На какие вопросы может отвечать подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Как это показано в схеме? Из скольких частей состоит схема? Почему? Изложите содержание зелёного столбца; розового столбца; жёлтого столбца. О какой пунктограмме содержатся сведения в жёлтом столбце?

В слабом классе по своему усмотрению учитель может предложить ребятам при выполнении задания упр. 115 воспользоваться словами для справок: санаторий, десерт, бисквит, инициалы, дёрн.


II. Односоставные предложения (текст, схема (с. 53), упр. 125, 126, 106).

Важно, чтобы в сознании шестиклассников закрепилось соответствие понятий «односоставное предложение» и «один главный член» (а не «одна грамматическая основа» и т. п.). С этой целью на первом этапе знакомства с материалом активизируем возможности зрительной памяти учащихся: предложим внимательно рассмотреть схему и затем по памяти восстановить её содержание. В ходе анализа грамматического материала (упр. 125, 126) попросим ребят обосновывать свои ответы, например: Зима. Это односоставное предложение, так как его грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего.

Напомним ребятам в ходе работы с заданием 2 упр. 126 о необходимости различать прилагательные в роли обыкновенного определения и в роли эпитета (ср.: пышное (увядание) – кленовые (листы)).

Результатом работы с упр. 126 (3) станет вывод о том, что поэт пользуется эпитетами (золотые, багряные (одежды), прозрачный (воздух), торжественную (тишину), таинственное (колдовство)), метафорами (одежды, околдовывает).


Д. з.: 1) упр. 113 повторить; 2) на выбор: упр. 114, или 116, или 117 (1, 2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]