Члены предложения - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Члены предложения - Синтаксис и пунктуация

Цели урока: повторить и обобщить известные учащимся сведения о главных и второстепенных членах предложения и отрабатывать умение проводить разбор предложений по членам.


I. Виды предложений (повторение) (проверка домашнего задания, задание учителя).

Задание. Опираясь на сведения таблицы упр. 101 о способах классификации предложений, охарактеризуйте данные предложения.

1) Ребята, купите весёлых утят! Утята на полке стоять не хотят! (Ю. Энтин) 2) Окно открыто. Пискнула и села на подоконник птичка. (И. Бунин) *3) Что такое Новый год? Новый год – мороз и лёд! (М. Пляцковский)


II. Главные и второстепенные члены предложения (упр. 109-112).

В слабом классе можем предложить ребятам использовать в роли второстепенных членов слова для справок, ставя их в соответствующую форму: внезапно, яркий свет, неугомонный, радостно, мой, весной, зимний сон, звонкий, лесной, озорной, уютное гнездо, широкий, неохотно, толстый ледяной покров.

Другая форма работы – совместная работа по подбору наиболее удачных слов, которые могут выступить в роли членов, распространяющих главные и другие второстепенный члены.

Направим внимание учащихся слабого класса в процессе рассмотрения схемы (упр. 110), предложив им ответить на вопросы: Какие сведения содержит схема? Из каких двух больших частей состоит эта схема? Как художник выделил каждую часть? О чём рассказывается в каждой большой части? Из скольких колонок состоит розовая часть схемы? Какие сведения содержит каждая из розовых колонок? Сопоставьте содержание розовых колонок: по какому плану нужно будет строить высказывание о каждой из частей речи? Из скольких колонок состоит голубая часть схемы? Почему? Совпадает ли последовательность изложения сведений о второстепенных членах предложения с последовательностью изложения сведений о главных членах?

После совместного обсуждения содержания, структуры и оформления схемы попросим ребят построить высказывание сначала по розовой части схемы – о главных членах предложения, а потом по голубой его части – о второстепенных членах.

Выполнив упр. 111 (1), учащиеся приходят к выводу, что предлог входит в состав второстепенных членов предложения, так как эта служебная часть речи служит не только для связи слов в словосочетании и предложении, но и для образования падежных форм существительных, местоимений, числительных. Отвечая на вопрос, поставленный от главного по отношению к второстепенному члену слова, мы называем падежную форму с предлогом: люблю (за что?) за одежды, за воздух, за тишину. Следовательно, не обладая способностью выполнять функцию члена предложения самостоятельно, предлог может входить в состав второстепенного члена вместе с самостоятельными частями речи.

Конкурс. Проведём конкурс на самое выразительное прочтение поэтических строк (упр. 112). Прежде чем шестиклассники приступят к подготовке чтения, предложим сделать интонационную разметку этих строк по образцу упр. 98 и определить основной тон, чувства, которые нужно будет выразить чтецу, чтобы передать замысел автора: 1) ощущение приближающейся бури, тревогу; 2) суровую задумчивость рассказчика; 3) энергию, нарастающую силу, ощущение безудержности разбушевавшейся стихии. Особое внимание уделим также темпу прочтения: подведём ребят к пониманию, что первый и третий отрывок нужно прочитать с нарастающим темпом, а второй – медленно.


Д. з.: 1) упр. 110 повторить; 2) упр. 74 с доп. зад.: разобрать по членам предложение 1; 3) по желанию – упр. 111 (3).

Резерв – упр. 107.






Для любых предложений по сайту: [email protected]