Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Предложения со сравнительным оборотом - Синтаксис и пунктуация
Цель урока: формировать представление об эстетической функции сравнительных оборотов в поэтической речи.
I. Вводные слова и обращение. Приём поэтического обращения (проверка домашнего задания).
Чтобы обобщить полученные на предыдущих уроках сведения, предложим ребятам заполнить таблицу (второй и третий столбик оставляем пустыми):
Обращение |
Вводные слова |
|
Значение Интонационная особенность Пунктуационная особенность Грамматическая особенность |
Называет того, к кому обращаются с речью Звательная интонация Выделяется запятыми, в начале предложения может выделяться восклицательным знаком Не член предложения |
Выражают отношение говорящего к содержанию высказывания Паузы, более низкий тон Выделяется запятыми Не член предложения |
После этого выслушаем сообщение о приёме поэтического обращения (упр. 140).
II. Сравнение (упр. 144, 146, 149, текст (с. 63)).
Поможем шестиклассникам на поэтических примерах упр. 144 понять, что сравнения используются в речи, чтобы более ярко, выразительно, зримо передать в стихотворных строках образ, возникший в воображении поэта, его впечатления (золотые лучи, словно стрелы; солнце, как будто начищенный медный таз; плыл, как лодочка, лист); сделать воссоздаваемый образ природы более живым, понятным, родным и близким человеку (ива…, как белые руки; мост… шатается, точно дряхлый старик); обогатить поэтический образ неживого предмета сопоставлением с образом из мира природы (огонь, как золотая птичка) и т. д.
Анализируя эпиграф к §1 – известное им высказывание А. Н. Толстого о русском языке, ребята ещё раз перечислят те качества языка, о которых говорит писатель: выразительность, точность, благозвучие и богатство. Цель работы с этим текстом на данном уроке – достичь понимания того, что, используя сравнения, автор создаёт яркий поэтический образ родного языка, выражает свою любовь и восхищение русским словом. Используя изобразительно-выразительные средства – эпитеты, сравнения, автор в то же время демонстрирует те качества русского языка, о которых говорит в своём высказывании.
Упр. 149 даёт понятие об индивидуально-авторских образах, о выразительных возможностях сравнения как средстве передачи сиюминутного впечатления, воссоздания в поэтических строках настроения, которое посетило поэта в определённый момент жизни.
Попросим ребят постараться описать тот месяц, который увидела поэтесса (упр. 149 (2)), например: наверное, месяц был большим, и его, как белая дымка, закрывали лёгкие облачка, поэтому он предстал в воображении поэтессы как медвежонок с мягкой шёрсткой, как тёплое живое дружелюбное существо. Может быть, поэтессе было одиноко, поэтому она стремилась увидеть в месяце доброго друга.
Обратим особое внимание ребят на особенности пунктуационного оформления фразеологических сравнений (текст (с. 63)).
III. Тренировка орфографических умений (упр. 150).
Один из вариантов работы с орфографическим минимумом – поморфемная запись слов, составляющих словосочетания, и последовательное объяснение написание каждой морфемы.
Другой вариант: предложить шестиклассникам выписать слова с указанными орфограммами и объяснить их написание: 1) «Гласная в корне с чередованием»; 2) «Безударная гласная, проверяемая ударением»; 3) «Безударная гласная, не проверяемая ударением»; 4) «Правописание непроизносимых согласных»; 5) существительные с суффиксами -ни-, -овник, -ость. После этой части работы предложим внимательно перечитать записанные слова и под диктовку учителя записать несколько словосочетаний, а затем самостоятельно проверить свою работу по учебнику.
Д. з.: на выбор: упр. 145, или 147, или 148.