Пунктуация в сложном предложении - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Пунктуация в сложном предложении - Синтаксис и пунктуация

Цель урока – отрабатывать умение различать простые и сложные предложения и правильно оформлять сложные предложения на письме.


I. Предложения с однородными членами и сложносочинённые предложения (закрепление) (упр. 151 (1-3); текст (с. 67), упр. 156).

Работа с текстом (с. 67) и упр. 159 позволяет усовершенствовать умение шестиклассников правильно оформлять на письме сложноподчинённые предложения: различать предложения с однородными членами и сложные, в которых одна из частей или все части являются односоставными предложениями.

В сильном классе предложим учащимся вспомнить, как называются односоставные предложения с одним главным членом-сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, и определить значение безличных предложений: состояние человека (1), состояние природы (2, 3).


II. Сложноподчинённые предложения (текст (с. 69), упр. 159).

Упр. 159 тренирует учащихся в умении определять слово, которое поясняется придаточным предложением, и при помощи вопроса определять характер смысловой связи, установленной между главной и придаточной частями, а также определять границы придаточного предложения.

Постараемся добиться от шестиклассников полных ответов, продемонстрировав им образец, который может быть таким (предложение 4): Изба, куда мы вошли, была чистой и просторной.Изба (какая?) куда мы вошли. Главная часть – Изба оказалась чистой и просторной, придаточная – куда мы вошли. Придаточная часть поясняет подлежащее главной части и присоединяется союзным словом куда. Придаточная часть занимает позицию внутри главной части, поэтому выделяется запятыми с обеих сторон.


III. Виды предложений (обобщение) (упр. 161).

План по теме «Виды предложений» (упр. 161), составленный под руководством учителя в сильном классе, может выглядеть примерно так:

1. Виды предложений по количеству грамматических основ:

а) простые;

б) сложные.

2. Виды простых предложений по составу грамматических основ:

а) односоставные;

б) двусоставные.

3. Виды сложных предложений по средствам связи частей:

а) союзные;

б) бессоюзные.

4. Виды союзных предложений по способу связи частей:

а) сложносочинённые;

б) сложноподчинённые.

В слабом классе можно ограничиться составлением плана следующего содержания:

I. Признаки сложного предложения.

II. Предложения союзные и бессоюзные.

III. Виды сложных союзных предложений.

1. Сложносочинённые предложения.

2. Сложноподчинённые предложения.

IV. Сложные предложения с односоставными частями.


Д. з.: 1) упр. 161 повторить; 2) на выбор: упр. 158 или 160.

Резерв – упр. 157






Для любых предложений по сайту: [email protected]