Лексический повтор как средство связи предложений в тексте - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте - Синтаксис и пунктуация

Цели урока: 1) дать представление о лексическом повторе как средстве художественной выразительности; 2) формировать умение использовать различные способы устранения и предупреждения неоправданного лексического повтора.


I. Смысловая связь предложений в тексте (повторение) (проверка домашнего задания).

Необходимо, чтобы ответ учащихся по теме упр. 235 (2) включал следующие тезисы: тема текста – «Развитие корня», основная мысль – «Рост корня способствует росту побега», тип речи – рассуждение, стиль научный, средства связи предложений – местоимение (он), наречие (поэтому), формы слова (корень – корня).

Прокомментируем сообщения учащихся по теме упр. 230 (индивидуальное задание) и в случае необходимости напомним содержание беседы по упр. 232 (2) (см. этап 1 урока 38), а также подчеркнём важность овладения умением проводить текстоведческий анализ.


II. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте (текст (с. 103); упр. 238).

Поможем учащимся на примере содержания текста 2 упр. 238 осмыслить стилистические функции повтора: автор многократно повторяет местоимение она, чтобы подчеркнуть глубину душевной драмы, которую переживает женщина-мать. Именно мать делает писатель центральной фигурой в этом эпизоде и стремится показать силу её любви и глубину отчаяния, обозначить величие того, что сделано для сыновей, и её бессилие перед неизбежной разлукой.

По усмотрению учителя с текстом 1 упр. 238 может быть проведена дополнительная работа с целью тренировки синтаксических и пунктуационных умений:

Задание 1. Найдите в тексте вводные слова и определите их значение.

Задание 2. Проведите синтаксический разбор третьего предложения текста.


III. Неоправданный лексический повтор (текст (с. 105), упр. 243, 240).

Чтение текста на с. 105 приведёт ребят к выводу, что неоправданный лексический повтор является серьёзным речевым недочётом, поэтому в процессе написания сочинения важно следить, чтобы в качестве сцепляющих слов выступали разнообразные средства связи: не только формы слова, но и однокоренные слова, местоимения, наречия, синонимы, антонимы, описательные обороты.

Проведём совместную работу по анализу первого текста упр. 243.

Прежде всего попросим ребят определить, в чём заключается неоправданный лексический повтор: повторения каких слов необходимо избежать. Затем предложим составить ряд слов и словосочетаний: контекстных и языковых синонимов, описательных оборотов – которыми можно заменить имя персонажа, слова собака и палка, например: Константин Иванович – хозяин, человек; собака – пёс, мохнатый друг, четвероногий друг; палка – любимая игрушка. На следующем этапе работы вносим коррективы в текст:

У ног Константина Ивановича лежала большая лохматая собака. Рядом с ней лежала палка. Её хозяин использовал, когда играл с мохнатым другом. Константин Иванович подбрасывал палку или кидал её в сторону, а пёс с радостным повизгиванием бросался за любимой игрушкой. В такие минуты и человек, и его четвероногий друг были совершенно счастливы.

Постараемся добиться от учащихся в процессе анализа текста упр. 240 высказывания примерно следующего содержания: В этом тексте автор рассуждает о родине и объясняет, почему мы зовём Россию Отечеством, родиной, матерью. К. Ушинский хотел донести до читателя мысль о том, что родина – это самое дорогое, что есть у человека, и она у каждого человека, как и мать, одна. Это рассуждение, стиль речи – публицистический, так как автор поднимает общественно-значимую проблему: что значит для человека родина. В качестве средства связи в тексте автор использует языковые и контекстные синонимы: родина, Россия, Отечество, мать, а также формы слова.


Д. з.: 1) упр. 243 (2); 2) на выбор: упр. 233 или 241; 3) индив. зад. – упр. 239.






Для любых предложений по сайту: [email protected]