Типы речи. Повествование - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Типы речи. Повествование - Синтаксис и пунктуация

Цели урока: 1) повторить сведения о типах речи; 2) тренировать умение учащихся создавать тексты заданного типа речи.


I. Лексический повтор как средство связи и стилистический приём (проверка домашнего задания).

Выслушаем сообщение по теме упр. 239 и в случае необходимости дополним, что поэт создал яркий образ полного неведомых сказочных существ удивительного мира, овеянного тайной и волшебством. И повтор указательного наречия там, которое не приоткрывает завесы тайны над миром волшебства, не называет места, где происходят эти чудеса, подчёркивает противоположность этого мира миру привычному, «здешнему».

Выслушав анализ ученического сочинения (упр. 244 – индивидуальные задания), попросим отвечающих подвести итог.

Подводя учащихся к теме урока, предоставим возможность желающим прочитать сочинения-миниатюры (упр. 233 и 239) и ответить, каким типом речи они воспользовались при составлении своего текста.


II. Типы речи (повторение) (беседа по вопросам, упр. 245-247).

Определив тему урока, предложим учащимся следующие вопросы: 1) Перечислите типы речи. Какими признаками они различаются? 2) Какие вопросы можно поставить к каждому типу речи? 3) Каково основное содержание текстов-описаний, текстов-повествований, текстов-рассуждений? 4) Как строится рассуждение? Какие элементы включает обычно композиция повествования? Попробуйте назвать особенности построения текстов-описаний. 5) Какие языковые средства обычно используются в каждом из типов речи?

После предварительной беседы шестиклассники работают с упр. 245 и в процессе анализа содержания схемы отмечают те сведения, которые не были приведены в ответах.

Результатом работы с упр. 246 должен стать вывод о том, что формулировка темы помогает понять, какой тип речи необходимо будет использовать в сочинении, чтобы тема была раскрыта.

В процессе анализа задания 1 упр. 247 постараемся добиться от ребят осмысления того, что одна и та же тема может быть раскрыта по-разному в зависимости от того, каков замысел автора, какую мысль по этой теме он стремится донести до читателя. Чтобы реализовать свой замысел, автор использует соответствующую типологическую структуру, соответствующие языковые средства.

В слабом классе можем предложить образцы сочинений по теме и организовать обсуждение каждого текста по плану, данному в упр. 247 (2).

1) Я люблю бывать в книжном магазине.

Вот отдел детских книг. Яркие иллюстрации на обложках, разноцветные глянцевые переплёты притягивают взгляд. Дальше – отдел для школьников. Научно-популярные издания, словари, справочники расположены в строгом соответствии с учебным предметом. В отделе художественной литературы всегда много посетителей. Здесь можно найти произведения классиков и литературные новинки.

В книжном магазине у меня всегда хорошее настроение.

2) В книжном магазине лица людей меняются.

Вот на лице солидного мужчины заиграла мечтательная улыбка – он остановился взглядом на книгах о путешествиях и приключениях. Озорной мальчишка-школьник, наоборот, серьёзен и сосредоточен – он выбирает географический атлас. Пожилая женщина восторженно рассматривает иллюстрации руководства по выращиванию цветов. Девушка-студентка задумчиво листает томик стихов.

Каждый чувствует себя наедине с книгами, как с лучшими друзьями.

3) Мне давно хотелось иметь настоящий толковый словарь. Ведь каждый день я слышу много слов, значение которых мне хотелось бы знать точнее.

Наконец мы с мамой отправились в книжный магазин. Когда мы подошли к полке со словарями, то остановились в растерянности: вся полка была заставлена разными изданиями. Пришлось обратиться за помощью к продавцу, и он помог нам выбрать нужную книгу.

Теперь на моём столе лежит увесистый томик, который помогает мне совершенствовать свою речь.


III. Тип речи повествование (упр. 248, 249).

Поможем ребятам сильного класса провести полный типологический анализ текста упр. 248 и подведём их в процессе обсуждения к высказываниям примерно следующего содержания.

Текст является повествованием, так как в нём рассказывается о том, что произошло, когда рассказчик загородил дорогу работающим муравьям хворостиной. Можно выделить следующие элементы композиции: завязка (рассказчик наблюдает за работающими муравьями), кульминация (муравьи сталкиваются с препятствием: повествователь загораживает муравьям дорогу хворостиной), развязка (муравьи преодолевают препятствие). В тексте используется большое количество глаголов, которые помогают передать последовательность действий, а также описать действия муравьёв. Таким образом, перед нами повествование с элементами описания действий.

Анализируя данные в упр. 249 глаголы, учащиеся придут к пониманию того, что по ряду представленных слов возможно восстановить последовательность событий, которые лежат в основе сюжета рассказа.

В сильном классе после прочтения рассказа (упр. 190) предложим учащимся самостоятельно определить зачин (первое предложение), завязку (кот разрывает банку с червями), развитие действия (куры съедают запас червей рыболовов, рыболовы принимают решение поймать воришку), кульминацию (кот залезает на берёзу, а его преследователи эту берёзу трясут), развязку (кот срывается с берёзы и убегает).


Д. з.: 1) упр. 247 с доп. зад.: записать один из вариантов сочинения; 2) индив. зад. – упр. 257 (3).






Для любых предложений по сайту: [email protected]