Виды описания - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Виды описания - Синтаксис и пунктуация

Цели урока: 1) отрабатывать умение проводить типологический анализ текста с сочетанием разных типов речи; 2) учить редактировать текст с нарушением норм построения и лексических норм.


I. Виды описания (продолжение темы) (проверка домашнего задания, чтение текста на с. 116-117, 266, 267 (1), текст (с. 118), 268).

С целью закрепления сведений об описании как типе речи предложим шестиклассникам поработать со следующими вопросами и заданиями: 1) Как отличить описание от других типов речи? (Текст-описание позволяет составить представление о каком-либо предмете или явлении: в нём указываются те признаки одного или нескольких предметов (явлений), которые автор считает нужным отметить в соответствии со своим замыслом (описать внешние признаки предмета, его назначение и т. п.). Обычно в таком тексте сначала передаётся общее впечатление о предмете (явлении), а затем раскрываются его признаки, даётся его детальное описание. В описании чаще всего используются слова со значением признака (прилагательные, наречия), яркая глагольная лексика. К тексту-описанию мы можем поставить вопрос какой?) 2) Назовите известные вам виды описания. (Описание предмета, места (интерьера, природы, местности), действий, состояния природы, состояния человека.)

После этого предоставим возможность желающим выступить с устным высказыванием (упр. 262 (2)) или представить диалог (упр. 263).

Конкурс. Попросим шестиклассников самостоятельно определить, кому из учеников, получивших в качестве индивидуального задания упр. 265, удалось ярче передать при прочтении отрывков из произведений Н. В. Гоголя восхищение лирического героя величием и красотой Днепра (первый отрывок) и ощущение безудержного движения вперёд, неукротимого порыва, молодецкую удаль (второй отрывок).

Выслушав сообщение учащихся, подготовивших индивидуальное задание (упр. 261), попросим их перечислить известные им стилевые разновидности описания (художественное, научное, научно-популярное, деловое, описание разговорного стиля).

Цель работы с упр. 267 – напомнить учащимся о необходимости соблюдать единство стиля и потренировать их в редактировании текста, который содержит иностилевые элементы. После прочтения текста поможем ребятам понять, что единство художественного стиля, который соответствует замыслу автора, нарушают элементы стиля научного: неуместное использование терминов (атмосферное давление), предлога, свойственного научному стилю (вследствие), научных обоснований и толкований понятий (…которое возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления; …вихрь – сильный ветер с круговыми движениями воздуха).


II. Тренировка орфографических умений (упр. 274 – орфографический минимум).

Один из вариантов работы с орфографическим минимумом – выполнение следующих заданий.

1. Выпишите из орфографического минимума слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением, и укажите проверочные слова или формы.

2. Найдите в упражнении слово с орфограммой «Чередование гласных а-о в корне» и запишите его в тетрадь.

3. Выпишите из данного ряда слова с удвоенными согласными и с орфограммой «Правописание глухих-звонких согласных».

4. Выпишите слова на –ция.

5. Запишите поморфемно следующие формы слов: выразительности (вы-раз-и-тель-н-ост-и), повторяющиеся (по-втор-я-ющ-ие-ся), склонившийся (с-клон-и-вш-ий-ся), металлический (металл-ическ-ий, раскалённая (рас-кал-ённ-ая), очаровательная (о-чар-ова-тельн-ая), отдалённый (от-дал-ённ-ый).

6. Трижды проговорите про себя слова орфографического минимума по слогам, стараясь запомнить их графический облик.

7. Закройте книги и запишите слова под диктовку учителя.

8. После записи всех слов проверьте их написание по учебнику.


Д. з.: 1) упр. 273; 2) по желанию – упр. 265 (2) (см. примечание 1), 267 (2); 3) индив. зад. – упр. 274 (см. примечание 2).

Примечания. 1. Предложим ребятам, которые будут работать с упр. 265 (2), подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы Н. Гоголя. 2. Упр. 274 в качестве индивидуального задания целесообразно предложить одновременно нескольким ученикам.






Для любых предложений по сайту: [email protected]