Описание как тип речи - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Описание как тип речи - Синтаксис и пунктуация

Цели урока: 1) расширить и углубить представление о разновидностях описания; 2) дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковых средств текстов-описаний разных видов; 3) учить использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания описания.


I. Повествование как тип речи (повторение) (проверка домашнего задания).

Организуем совместное обсуждение выполнения заданий по выбору. Выслушивая сообщение учащихся по заданию упр. 255, постараемся добиться, чтобы в ответах прозвучала высказывания о том, что ряд глаголов 2-4 обозначает последовательность действия, поэтому текст, написанный с их использованием, является повествованием. Знакомя во вступлении читателей с персонажем, рассказчик использует глагол в настоящем времени (живёт); в основной части он повествует о событиях, которые уже произошли в жизни персонажа, поэтому использованы глаголы совершенного вида в прошедшем времени; в заключении повествователь выражает отношение персонажа к произошедшему, поэтому опять использован глагол в настоящем времени.


II. Описание как тип речи. Виды описания (работа с вопросами, внимательное чтение текста на с. 115, упр. 262 (1)).

Попросим учащихся при анализе текста упр. 262 прежде всего доказать, что это описание помещения (интерьера) (в тексте говорится о том, какие предметы интерьера присутствуют в салоне автобуса, как и где они расположены). Обратим внимание ребят, что в начале текста даётся общая оценка интерьера («внутреннее оборудование… отличалось своеобразием») а затем отбираются те детали, которые подтверждают это впечатление, и указываются их особенности. После этого предложим шестиклассникам назвать те языковые средства, которые автор использовал для создания этого описания: существительные тематической группы «детали помещения» (окна, стены, потолок) и «мебель» (стол, диванчик); существительные с предлогами, помогающими выражать значение местоположения (возле, по, на, между, под, в (возле каждого окна, по обеим сторонам, на столах, на стенах между окнами, под потолком, в передней части)); слова со значением признака (небольшой, мягкий, красивый, разноцветный, весёлый); предложение с однородными членами.


III. Сочинение-миниатюра (упр. 264).

Прежде чем ребята приступят к выполнению задания упр. 264, обсудим, каким образом могут быть выстроены соответствующие тексты-описания, какие детали необходимо должны быть охарактеризованы, и в совместной работе подберём соответствующие языковые средства. Ещё раз подчеркнём, как важно передать при создании описания любого вида общее впечатление, а затем отобрать те детали, которые это впечатление создают.

В описании соседнего дома укажем размеры дома, количество этажей, материал, из которого он выстроен (кирпичный, панельный, бревенчатый), цвет, назначение (жилой дом, учреждение, магазин и т. п.). Затем опишем детали: размеры и форму окон, балконов, лоджий; форму крыши и т. п.

В пятом классе ребята описывали местность, изображённую на картине В. Д. Поленова «Московский дворик». Напомним, что сочинение-описание местности строится по своим законам: сначала даётся общий план – указывается, какая именно местность (деревня, улица, двор) будет являться предметом описания, и говорится о её отличительных особенностях. Затем описываются отдельные детали, с помощью которых эти особенности создаются. В тексте можно также отметить, как эта местность выглядит в разное время суток, что связано и с освещением, и с тем, как изменяют общий вид местности люди, которые оживляют пейзаж и привносят своё настроение.

Предоставим учащимся возможность при описании состояния природы воссоздать предмет описания по памяти, если они пожелают воспроизвести тот вид, который оставил сильное впечатление. Наметим возможный порядок описания: называем время года, время суток, отмечаем его особые приметы, например: «За окном ясный морозный денёк». Затем описываем небо, солнце, воздух, деревья и т. п.


Д. з.: на выбор: упр. 262 (2) или 263; 2) индив. зад. – упр. 261, 265 (1) (см. примечание).

Примечание. Предложим ученикам, получившим в качестве индивидуального задания упр. 265 (1), подготовить выразительное чтение текстов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]