Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Основные требования к содержанию и композиционному оформлению текста. Подведение итогов I-ой четверти - Синтаксис и пунктуация
I. Типы речи (повторение) (фронтальный опрос, проверка домашнего задания).
По своему усмотрению с целью повторения и обобщения сведений о типах речи учитель может провести фронтальный опрос:
• Назовите типы речи.
• По каким признакам различаются тексты разных типов речи? (По содержанию, композиции (построению), соответствующим языковым средствам.)
• Каковы различия в содержании текстов разных типов речи?
• Назовите основные композиционные элементы текстов каждого типа речи.
• Слова каких частей речи чаще других используются в описании, повествовании, рассуждении?
Предложим шестиклассникам самостоятельно оценить устные ответы одноклассников (упр. 273), руководствуясь следующим планом: 1) Соответствие заданному типу речи. 2) Соответствие теме. 3) Последовательность изложения. 4) Речевое оформление. 5) Преподнесение ответа (выразительность, достаточная интенсивность (громкость) произнесения, дикция).
Предоставим возможность ребятам, которые выполняли задания по желанию, выступить с выразительным чтением наизусть одного из отрывка поэмы Н. Гоголя (упр. 265 (2)) и прочитать художественное описание метели (упр. 267 (2)).
II. Основные требования к содержанию и композиционному оформлению текста (упр. 270 (1)).
После работы с упр. 270 (1) предложим ребятам оценить содержание текста упр. 271 и поможем им в этой работе:
1) Содержание всех частей текста «Осина» подчинено задаче раскрыть тему – «Достоинства осины», и выразить главную мысль: «С давних пор осину принято считать ни на что не годным деревом, но на самом деле она обладает важными достоинствами: быстро растёт и, таким образом, обеспечивает большим количеством древесины различные отрасли промышленности, а также обладает большой прочностью и поэтому служит надёжным строительным материалом».
2) Тема текста раскрыта полно: автор ярко описывает красоту осины, убедительно доказывает мысль о важных достоинствах этого дерева.
3) Рассуждение излагается последовательно, в строгом соответствии с планом.
4) Количество абзацев этого текста соответствует количеству его микротем.
5) Этот научно-популярный текст содержит достоверные и точные сведения об осине («тополе дрожащем»), фактические ошибки отсутствуют.
III. Подведение итогов первой учебной четверти.
Учитель характеризует проведённую в течение учебной четверти работу отдельных учеников и класса в целом, объявляет оценки, выражает пожелания.