Правила изменения имён существительных и использования их в речи - Культура речи. Правильное употребление имён существительных в речи - Имя существительное

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Правила изменения имён существительных и использования их в речи - Культура речи. Правильное употребление имён существительных в речи - Имя существительное

Цели урока: 1) углубить представление учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и тренировать умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи; 2) тренировать умение использовать несклоняемые имена существительные в составе словосочетаний прил. + сущ.; 3) совершенствовать умение проводить лексический анализ существительных с помощью толкового словаря с целью их правильного использования в собственной речи.


I. Нормы произношения имён существительных (повторение) (проверка домашнего задания).

После проверки выполнения упражнения 322 выслушаем сообщение учащихся по заданию упражнения 324 и организуем хоровое проговаривание слов, предварительно записанных учителем на доске: километр, квартал, эпиграф, компас, тостер, сканер, секретер, принтер, буфет, контейнер, дельфин, пантера, миксер, обеспечение, упрочение, сосредоточение, обнаружение, прачечная, яичница, горчичник, прочность, декан, кашне, айсберг.


II. Грамматические нормы (упр. 325, упр. 327 (индивидуальное домашнее задание), 328, 329 (1)).

Попросим учащихся, работавших дома с упр. 325 (3), продиктовать одноклассникам по одному примеру на каждое указанное в задании упражнения правило использования тире.

Предоставим ребятам возможность объяснить значение данных в упражнении 327 фразеологизмов, а учеников, которые работали с этим упражнением дома, выступить в роли «экспертов». После этого «эксперты» приведут примеры использования фразеологизмов в речи и объяснят особенности употреблённых в их составе падежных форм существительных.


III. Лексические нормы (проверка выполнения индивидуальных заданий, упр. 337, 338).

Организуем слушание сообщений учащихся по темам упражнений 331-336. В ходе обсуждения их содержания шестиклассники по указанию учителя записывают отдельные примеры использования данных в упражнениях существительных в тетради.

Предложим учащимся сначала распределить данные в упражнении 337 существительные в соответствующие группы, объясняя их написание, а затем составить два предложения с указанными в левом столбике обобщающими словами (на выбор).

После работы с упражнением 338 подведём шестиклассников к выводу о необходимости учитывать точное значение слов при использовании их в речи, и попросим проиллюстрировать этот тезис примерами из выполненных на уроке упражнений.


Д. з.: 1) упр. 290, 307; 2) индив. зад. – упр. 343.

Резерв – упр. 326, 329.






Для любых предложений по сайту: [email protected]