Имя существительное как член предложения - Имя существительное в словосочетании и предложении - Имя существительное

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Имя существительное как член предложения - Имя существительное в словосочетании и предложении - Имя существительное

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных в предложении; 2) совершенствовать умение проводить синтаксический разбор предложения; 3) отрабатывать пунктуационный навык постановки тире в предложениях с главными членами – существительными в именительном падеже.


I. Нормы правописания имён существительных (повторение) (упр. 339, проверка домашнего задания).

Один из вариантов работы с упражнением 339 – объяснительный зрительный диктант: учащиеся запоминают графический облик существительных, правильно произносят их вслух, объясняют написание и записывают в тетрадь. Усложнённый вариант этой работы – объяснение написания сразу нескольких существительных (1-2 строки) с последующей их записью под диктовку учителя. По итогам всей работы проводится само- или взаимопроверка с использованием учебника.

После этого предоставим учащимся возможность в течение одной-двух минут повторить написание слов упражнений, с которыми ребята работали дома, и проведём по этим материалам словарный диктант, предложив следующие дополнительные задания.

Задания. 1. Расскажите о происхождении одного из слов (на выбор): биография, напёрсток (1 вариант) и биология, впечатление (2 вариант). 2. Проведите орфоэпический разбор существительных желудок (1 вариант) и парашют (2 вариант).

В сильном классе попросим ребят записывать словарные слова в составе словосочетаний прил. + сущ. (гл. слово) или сущ. (гл. слово) + сущ. (по усмотрению ученика).


II. Роль имени существительного в предложении (вопрос на с. 150, текст (с. 150-151), упр. 340 (в сильном классе) или задание учителя (в слабом классе и в классе средней успеваемости)).

Важно при рассмотрении темы ориентировать учащихся на анализ семантики членов предложения, в роли которых выступают имена существительные. С этой целью после прочтения текста на с. 150-151 ученикам сильного класса предложим поработать с упражнением 340, а в классе средней и низкой успеваемости -- выполнить следующее задание.

Задание. Прочитайте записанный на доске текст и запишите его в тетрадь, объясняя изученные орфограммы. Определите значение и синтаксическую роль существительных в предложениях этого текста.

Первый снег – это всегда праздник. Ребятня с утра высыпает во двор. Малыши ловят ладошками снежинки. Ребята постарше увлечены игрой в снежки, катанием с гор. Возводятся снежные крепости. Много забав дарит детям зима!


III. Имена существительные в роли главных членов предложения (упр. 342, 343 (индивидуальное домашнее задание), в сильном классе – упр. 345, в слабом классе – упр. 344 (1)).

Напомним шестиклассникам о способах разграничения именительного и винительного падежей при определении роли существительного в предложении (упр. 342): 1) выявление субъекта (производителя действия) и объекта (предмета, на который это действие направлено); 2) определение сказуемого и постановка двойного вопроса, например, в предложении 1: одолевает (кто? что?) солнце; одолевает (кого? что?) мороз.

Работу с упражнением 343 организует ученик, которому оно было предложено в качестве индивидуального домашнего задания: делает сообщение по теме, обращая внимание одноклассников на соответствующую информацию, отражённую в схеме упражнения 113, и диктует примеры, сопровождая их объяснениями.

Предложим ученикам слабого класса при работе с упражнением 244 записать в тетради только те предложения, в которых роль главного (-ых) члена (-ов) выполняют имена существительные.


Д. з.: 1) на выбор: упр. 346 или упр. 349; 2) индив. зад. – упр. 352, 353 (см. примечание).

Примечание. Задание упр. 353 целесообразно распределить между несколькими учениками.

Резерв – упр. 341, 344 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]