Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Правописание гласных в корне. Написание и-ы в корнях после приставок - Русская орфография как система правил
Цель урока: 1) тренировать в умении различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; 2) формировать умение использовать на письме правило о написании букв и-ы в корнях после приставок; 3) совершенствовать умение различать слова-омофоны.
I. Корень с чередованием а/о (проверка домашнего задания, упр. 23; {ф} объяснительный диктант).
Конкурс. Проверяя выполнение упр. 25 (домашняя работа) и организуя работу с упр. 23, можно провести конкурс на самое интересное (познавательное, красивое, смешное) предложение.
{ф} Объяснительный диктант
Задание. Послушайте предложения и объясните выбор написания в словах с орфограммой «Гласная в корне с чередованием а/о». Запишите предложения под диктовку.
1) Из ростовского вокзала Черепаха выползала (Е. Новичихин) 2) Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз? (Е. Благинина) 3) Сто раз прошу прощения за это предложение (С. Маршак). 4) Мы гуляли, загорали, возле озера играли, лягушонка принесли и немного подросли (Э. Успенский). 5) А вы старайтесь не болеть, пока я буду подрастать (П. Синявский). 6) Он проснётся на заре, снег расчистит во дворе (В. Степанов). 7) Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар, но оттуда выбивался только пар, пар, пар (Д. Хармс).
II. Написание и-ы в корнях после приставок (чтение текста на стр. 16, упр. 28).
Анализируя содержание правила (текста на с. 16), подчеркнём, что правило регулирует написание и-ы только после тех приставок, которые оканчиваются на согласный.
III. Различение омофонов (упр. 27, {ф} распределительный диктант, упр. 30, 31).
Упр. 27 и задание распределительного диктанта ({ф}) тренируют учащихся в различении слов с безударными гласными, проверяемыми ударением, и слов с чередующимися гласными в корне.
В случае необходимости поможем шестиклассникам сделать выводы по итогам работы с упр. 27: чтобы правильно написать слова с корнями- омофонами, необходимо провести семантический и частичный грамматический анализ слова: определить значение корня, и, если в слове корень с безударной гласной, подобрать проверочное слово, а если в слове корень с чередованием, выяснить, есть ли после корня суффикс -а-. Напомним ребятам, что слова с чередующимися в корне гласными имеют видовую пару, и ещё раз обратим их внимание на то, что, называя чередования, мы имеем в виду один корень, который заключает в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Задание. Упр. 30 по усмотрению учителя можно ограничить составлением словосочетаний с данными парами слов.
Один из вариантов работы с упр. 31 - предоставить учащимся возможность составить предложения по одной паре картинок (на выбор), а после совместной проверки записать под диктовку те предложения одноклассников, которые в ходе обсуждения в классе оказались самыми удачными.
Д. з.: 1) выучить правило (с. 16); 2) упр. 29.
Резерв – упр. 32.