Правописание согласных в корнях слов - Русская орфография как система правил

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Правописание согласных в корнях слов - Русская орфография как система правил

Цель урока: повторить и систематизировать сведения об орфограммах-согласных в корнях слов и отрабатывать умение выбирать их правильное написание.


I. Написание и-ы в корнях после приставок (повторение) (проверка домашнего задания, предупредительный диктант).

Предупредительный диктант.

Задание. Объяснить выбор гласной после приставки.

Сыграть в шахматы, отыскать номер телефона, отымённое наречие, дезинформировать противника, предыдущее предложение, межиздательский договор, подытожить сказанное, сверхизысканный вкус, предыстория событий.


II. Орфограммы «Гласная в корне с чередованием» и «Безударная гласная в корне» (распределительный диктант).

Распределительный диктант

Задание. Распределите слова с орфограммами-гласными в корне в два столбика.


Безударная гласная в корне

Гласная в корне с чередованием


Росистый луг, заросли тростника, косой дождь, коснуться волос, гористая местность, загорелый спортсмен, озарить вспышкой, поклониться публике, маленькая ложбинка, положить на стол, логичный поступок, полагаться на случай.


III. Написание согласных в корнях слов (упр. 33-36).


Чтобы потренировать учащихся в написании слов с орфограммами-согласными в корне, предложим им продолжить работу с упр. 33.

Распределительный диктант

Задание. Распределите слова по группам орфограмм в корнях слов.

Телеграмма, отвесный, просьба, искусство, напрасный, участник, селёдка, молотьба, суббота, косьба, ссора, дéтки, кроссворд, бородка, вкусный, пятибалльный, ноздри, перстни, килограмм, верблюд, переворот, постный.

Обратим внимание ребят, что при подборе синонимов к слову прелестный (упр. 34) нужно учитывать правило лексической сочетаемости: из синонимического ряда, данного в словаре, с существительным ребёнок будут сочетаться только прилагательные очаровательный, обаятельный, обворожительный.

По усмотрению учителя можно предоставить возможность учащимся сильного класса самостоятельно определить морфемный состав слов с пропущенными буквами, а затем предложить проверить свою работу:

Окрест-н-ость о-зар-я-л-а-сь, трост-ник, свист-ну-ть, шест-на-дцат-и-лет-н-ие сверстник-и, ровесник-ам, серд-ц-е, лестниц-а, не-у-мест-н-ые, праздн-ич-н-ое чувств-о, блес-ну-ть, гнусн-ый, слов-ес-н-ост-и, скор-ост-н-ое, уст-н-ый, опас-н-ый, рад-ост-н-ый, чуд-ес-н-ое, прелест-н-ый, участв-ова-ть, не-из-вест-н-ый (не-известн-ый).

После работы с толковым и этимологическим словарями при выполнении упр. 36 (1) можно предложить учащимся попробовать свои силы в взаимодиктанте по памяти. Шестиклассники получают возможность в течение 1-2 минут (на усмотрение учителя) внимательно перечитать подписи под картинками. После этого ребята закрывают книги и по очереди диктуют слова из упражнения по памяти, а затем самостоятельно проверяют свои записи по учебнику.

Конкурс. По усмотрению учителя после проведения взаимодиктанта можно предоставить учащимся возможность составить предложение с двумя-тремя (на выбор) словами из упр. 36, а затем провести конкурс на самое интересное в информационном (эстетическом, синтаксическом и др.) отношении предложение.


Д. з.: упр. 37.






Для любых предложений по сайту: [email protected]