Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных - Правописание сложных имён прилагательных - Имя прилагательное
Цели урока: 1) формировать представление о правописании сложных прилагательных; 2) вырабатывать умение использовать правило написания сложных прилагательных.
I. Правописание суффиксов прилагательных (повторение) (проверка домашнего задания, упр. 419 (1)).
Проведём объяснительный взаимодиктант: используя записи, сделанные дома при работе с упражнением 421, один из учеников диктует прилагательное с соответствующей орфограммой и называет имя одноклассника, который должен объяснить написание этого прилагательного и назвать следующее слово, а также имя того, кто будет объяснять выбор н или нн в этом слове. Работа продолжается по цепочке, пока не будут названо 10-15 (по усмотрению учителя) слов.
Предложим учащимся при выполнении упражнения 419 оформлять запись по образцу, например:
Книга интересна (интересный ← интерес).
II. Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных (текст (с. 182-183); упр. 422-425 (1), 426).
Предоставим возможность учащимся слабого класса воспользоваться в работе с первым заданием на с. 182 опорной записью, например:
Шестиклассник, юго-восток, генерал-лейтенант, Ростов-на-Дону.
По усмотрению учителя третье задание на с. 182 выполняется учащимися в совместной работе или самостоятельно.
Предложим ребятам выполнить работу с упражнением 422 по вариантам: первый вариант выписывает словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис, а второй вариант – словосочетания с прилагательными, которые пишутся слитно. В процессе проверки учащиеся записывают прилагательные, с которыми они не работали.
Для закрепления умения использовать словообразовательный анализ в процессе выбора правильного написания попросим учеников бегло просмотреть содержание упражнения 423 и сначала устно образовать и записать те прилагательные, которые пишутся через дефис, а затем – те, которые пишутся слитно.
После внимательного чтения текста упражнения 424 подведём шестиклассников к выводу, что автор хотел донести до читателя мысль о том, что каждый цвет предстаёт в несчётном количестве оттенков, и настоящий художник способен открыть внимательному зрителю необыкновенное множество оттенков даже белого цвета.
Поможем ученикам слабого класса образовать сложные прилагательные, обозначающие оттенки белого цвета, использованные В. Серовым в картине «Девочка с персиками»: голубовато-белый, бело-розовый, желтовато-белый, серо-белый, сиреневато-белый, зеленовато-белый и др.
Попросим учащихся при выполнении задания упражнения 426 записать пять-семь сложных прилагательных.
Д. з.: 1) упр. 428, 372; 2) индив. зад. – упр. 427 (см. примечание).
Примечание. Распределим задания упражнения 427 между несколькими учениками.
Резерв – упр. 419 (2), 425 (2).