Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных (продолжение) - Правописание сложных имён прилагательных - Имя прилагательное

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных (продолжение) - Правописание сложных имён прилагательных - Имя прилагательное

Цели урока: 1) проверить знание орфографического минимума и умение проводить морфемно-словобразовательный анализ существительных и прилагательных; 2) тренировать учащихся в проведении орфографического анализа текста.


I. Правописание сложных существительных и прилагательных (повторение) (проверка домашнего задания – самостоятельная работа).

Предложим учащимся выполнить самостоятельную работу на основе материала орфографического минимума (упражнение 372) и материала упражнения 372.

Самостоятельная работа

Примечание. За самостоятельную работу выставляется две оценки: за грамотное орфографическое и пунктуационное оформление записей и за выполнение грамматических и лексическо-грамматического заданий.

Задание 1. Послушайте существительные, образуйте от них и запишите прилагательные. Выделите суффиксы, с помощью которых были образованы эти прилагательные.

Великолепие, равнина, пунктуация, тревога, количество.


Задание 2. Запишите существительные и прилагательные в составе словообразовательных пар. Выделите суффиксы производных слов.

Аквалангист, промышленность, сражение, остановка, сокращение, карикатурный, подчинение, последовательность, пейзажист, воображение, произведение.


Задание 3. Запишите слова в составе словосочетаний.

Калейдоскоп, обстоятельство, марганцовка, христианин, справедливый.


Задание 4. Образуйте на основе данных словосочетаний сложные слова и запишите их правильно.

Специальная подготовка, сберегательный банк, сухие фрукты, варить сталь, стойкий к морозу, правый берег, косить сено.


II. Роль имён прилагательных в научном и художественном тексте (сообщения учащихся по заданиям упражнения 427 (индивидуальные домашние задания)).

В случае необходимости внесём дополнение в вывод ученика, работавшего с упражнением 427 (1, 2): «Имена прилагательные в научном описании не только позволяют дать полное и отчётливое представление о предмете изучения, но и помогают классифицировать предметы и явления по их особым признакам».

После того как шестиклассники выслушают художественное описание (описания) неба, облаков (упражнение 427 (3)), попросим их сделать вывод о роли имён прилагательных в художественном тексте. Поможем учащимся осмыслить, что в художественном тексте прилагательные способствуют созданию яркого зримого образа изображаемого предмета или явления, а также передают впечатление автора, настроение, которое он испытывает при его восприятии.


III. Орфографический анализ текста (текст на с. 185, упр. 430).

Один из вариантов работы с деформированным текстом упражнения 430 – разученный диктант по первому абзацу и комментированное письмо второго абзаца.

По завершении работы предложим учащимся обменяться тетрадями и проверить друг у друга запись текста.


Д. з.: упр. 429.






Для любых предложений по сайту: [email protected]