Орфоэпические нормы - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год

Орфоэпические нормы - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Цель: овладение основными правилами литературного произношения и ударения; развитие умений анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; использовать орфоэпический словарь.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Орфографический тренинг.

Конкурс «говорунов»: кто правильнее и быстрее прочитает скороговорки? Дополнительный вопрос участникам: какому звуку уделено особое внимание в данной скороговорке?

Скороговорки для конкурса:

1) Каждой шиншилле мыши обещали сшить по шёлковой шали.

Мыши шуршали, но шали не сшили.

Шиншиллу мыши облапошили.

2) Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принёс на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

3) Прикладывая транспортир к трапеции, трижды трапецию измерь транспортиром.

4) Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

5) Королева кавалеру каравеллу подарила,

Королева с кавалером в каравелле удалилась.

Конкурс «говорунов» поможет настроиться эмоционально на изучение новой темы.

II. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний о системе гласных и согласных звуков, возможности изменения звуков в речевом потоке.

Упражнения 17—19, 22.

III. Развитие умений анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь, использовать орфоэпический словарь.

Произношение сочетаний чт, чн: упражнения 20—21, теоретический материал.

Произношение твёрдого/мягкого согласного: упражнения 23—24, таблица.

Постановка ударения, совершенствование навыков работы со словарём: упражнение 25.

На одном из уроков рекомендуем организовать такой вид работы: расставить ударения и указать с помощью транскрипции произношение отдельных звуков в словах на карточке (основой карточки являются слова изучаемого параграфа).

Карточка № 1

Тёплый свитер, сердечно поздравить, интересный детектив, приехать из Одессы, кусок торта, щавель для супа, приготовить бутерброды, лингвистические термины.

Карточка № 2

Опустить жалюзи, новый скворечник, каталог книг, спуститься в кладовую, новая шинель, абонемент в бассейн, мы звоним, отдел гастрономии.

Карточка № 3

Одолела дремота, нарочно сделать, серебряная цепочка, включить освещение, добавить майонез, приятный тембр голоса, остановиться в отеле, вкусный творог.

Домашнее задание: упражнения 24—25 (для всех).

Индивидуальное задание: используя слова параграфа, составить предложения для орфоэпических разминок. Например, Т[т’]енор Петров зашёл в каф[ф]е и заказал коф[ф’]е и яич[ш]ницу. Наборы таких карточек «Так» и «Не так» можно использовать в дальнейшем в начале каждого урока (подробнее об этом см. в 1-м разделе пособия).

Материал для организации проектной работы также см. в 1-м разделе пособия.






Для любых предложений по сайту: [email protected]