Лексические выразительные средства - Лексикология, орфография. Культура речи - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год

Лексические выразительные средства - Лексикология, орфография. Культура речи - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Цель: актуализация знаний о лексических выразительных средствах; развитие умения анализировать текст с точки зрения использования лексических средств выразительности.

Ход урока:

I. Анализ домашнего задания. Словарная работа.

I вариант

Составьте метафорические словосочетания, выбирая для этого подходящие слова из скобок. Работу можно организовать по вариантам, в классе с хорошим уровнем подготовки можно не предлагать слова в скобках, чтобы учащиеся смогли это сделать сами.

1. Хвост (очереди, лошади, обезьяны).

2. Крыло (птицы, бабочки, самолёта).

3. Гусеница (трактора, маленькая, зелёная).

4. Дворник (старый, с метлой, автомобиля).

5. Волна (морская, высокая, гнева).

6. Замораживание (мяса, цен, воды).

7. Холодный (приём, лёд, воздух).

8. Тёплая (вода, печь, встреча).

9. Атмосфера (Земли, Марса, доверия).

10. Червь (сомнений, земляной, длинный).

II вариант

Найдите «третье лишнее», аргументируйте ответ.

1. Голова человека, голова сыра, светлая голова.

2. Язык без костей, язык до Киева доведёт, русский язык.

3. Красивое лицо, показать товар лицом, посторонним лицам вход воспрещён.

II. Актуализация знаний о лексических выразительных средствах.

Материал для наблюдений — материал изучаемого параграфа, упражнения 105—106.

III. Развитие умения анализировать текст с точки зрения использования лексических средств выразительности.

Упражнения 107—109.

Озаглавить текст упражнения 110 можно, выбрав сочетание из текста или придумав своё метафорическое сочетание.

Упражнение 111 — поиск индивидуально-авторских и народно-поэтических эпитетов в сказках А. Пушкина может стать материалом для исследовательской работы.

На втором уроке можно предложить проверочную работу, которая позволит оценить учащимся, насколько хорошо они усвоили материал.

Материал для проверочной работы

За окошком ночь настала,

Где-то вспыхнули зарницы,

Книжка за день так устала,

Что слипаются страницы.

Засыпают понемножку

Предложенья и слова,

И на твёрдую обложку

Опускается глава.

Восклицательные знаки

Что-то шепчут в тишине,

И кавычки по привычке

Раскрываются во сне.

А в углу, в конце страницы,

Перенос повесил нос —

Он разлуку с третьим слогом

Очень плохо перенёс.

Задания

1. Выпишите примеры олицетворений, которые использует поэтесса Рената Муха. (Книжка устала, слипаются страницы, засыпают предложенья и слова, знаки что-то шепчут, разлуку со слогом, перенос повесил нос.)

2. Выпишите фразеологизм. (Повесил нос.)

3. Докажите, что слово глава многозначное.

4. Почему используемые в этом тексте прилагательные нельзя назвать эпитетами? (В основе эпитета лежит скрытое сравнение, здесь этого нет.)

Домашнее задание: упражнение 112, рассказ о лексических выразительных средствах; принести фотографии, репродукции, на которых запечатлены разные мгновения осени.






Для любых предложений по сайту: [email protected]