Числительные, обозначающие целые числа (окончание) - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Числительные, обозначающие целые числа (окончание) - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с особенностями склонения числительных тысяча, полтора, полтораста; научить склонять данные числительные; закрепить умение склонять составные и сложные числительные.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текста, её переработка. Познавательная инициатива. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Эксперимент”.

Слово расчёт, как подсчитали лингвисты, с помощью букв русского алфавита можно записать 144 способами. Как мы знаем, только один из них является правильным. Но всё-таки проведём маленький эксперимент: попробуем записать его неправильно, в соответствии с тем, как на письме могут быть отражены входящие в его состав звуки. Для этого начните с составления транскрипции слова. (Например, звук [щ’] может быть записан, помимо использованного здесь сч, такими способами: щ, зч, жч, шч, сщ, ссч, стч: роща, грузчик, перебежчик, веснушчатый, расщелина, рассчитать, жёстче.)

II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка динамики усвоения нормы склонения числительных с опорой на результаты предыдущего урока.

III. Работа по теме урока.

1. Мини-тренинг: 1) чтение задания лингвистической разминки; 2) чтение выведенного на доску текста (обратить внимание на выделенные слова).

Строительная компания “Жалюзи” планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвёртого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании “Жалюзи” счёт на сумму около 840 млн рублей.

2. Склонение числительных тысяча, миллион, миллиард.

Учитель сообщает о том, что тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (дача, туча, встреча), миллион, миллиард — как существительные 2-го (бульон, леопард). Учащиеся проводят устный тренинг, затем письменно склоняют выражения тысяча килограммов, миллион подписчиков.

Устное упражнение: склонение выражений 2654 километра; 3 796 467 рублей.

3. Склонение числительных полтора, полтораста. (Учителю следует учесть, что данные числительные можно отнести и к дробным.)

Учащиеся знакомятся со сведениями из учебника (с. 54—55), прорабатывают орфоэпическую норму, составляют мини-таблицу, используя цифровое обозначение числительных — 1, 5 и 150. Выполняют упр. 417.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Предложите варианты прочтения словосочетаний 1 500 000 лет; 1 500 000 000 лет; 150 млн лет; 150 млрд лет. Просклоняйте их.

2. Объяснительный диктант, выполнение указанных разборов. У доски учащийся записывает цифрами встретившиеся в тексте числительные.

Луна обращается вокруг Земли на расстоянии около 400 тысяч километров. Диаметр Луны лишь в 4 раза меньше3 земного, он равен 3476 километрам. Изучение* лунного грунта дало возможность установить точный химический состав лунных пород и их возраст2. Выяснилось, что возраст Луны и Земли одинаков: им по 4,5 миллиарда лет.

* Словообразовательный разбор.

V. Подведение итогов урока. Какое числительное в тексте не относится к разряду целых? К какому разряду оно относится?

VI. Домашнее задание. Подобрать в учебнике по математике несколько примеров с дробными величинами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]