Дробные числительные - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Дробные числительные - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с особенностями склонения дробных числительных и падежной формой существительного при дробном числительном; научить склонять дробные числительные.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации из учебного пособия. Преобразование визуальной информации в текстовую. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Вам известно: в именительном и винительном падежах числительное полтора имеет две формы: полтора метра и полторы тонны.

А как быть, если нам надо слово полтора использовать со словом сутки? Выберите вариант: полторы сутки или полтора суток?

Ответ: у существительного сутки нет ед. ч., а в им. и вин. п. числительное полтора требует формы род. п. ед. ч. от существительного (метра, тонны), поэтому лучше употреблять другие падежи либо заменить слово сутки: полтора дня, около полутора суток, говорили о полутора сутках, приближается к полутора суткам и пр. В разговорном стиле современного литературного языка допускается употребление выражения пОлтора суток, но оно небезупречно.

II. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Взаимоопрос по разрядам количественных числительных.

2. Вопросы учителя с опорой на домашнее задание или анализ материала учебника (с. 55), поиск ключевых слов, запись основных положений статьи.

3. Выполнение упр. 418, отработка правильного произношения дробных числительных, работа с примерами, подобранными в учебнике математики.

III. Сочинение по рисунку (упр. 419).

Учащиеся пишут небольшой юмористический рассказ по рисунку. При записи они могут использовать как словесное, так и цифровое обозначение дробных числительных. Владение нормой их склонения выявляется при чтении работ. Учащиеся выбирают лучший рассказ и лучшего чтеца (основной критерий — правильное чтение числительных).

IV. Подведение итогов урока. Какие есть основания для того, чтобы отнести числительное полтора к дробным? Используйте при ответе свои знания о дробных числительных и о сочетании их с существительными.

V. Домашнее задание. Упр. 420. Подготовиться к словарному диктанту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]