Морфологический разбор имени числительного - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Морфологический разбор имени числительного - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить делать устный и письменный морфологический разбор имени числительного; закрепить орфографические навыки; развивать устную научную речь.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Создание алгоритмов деятельности. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем. Ведение диалога.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Есть ли ошибка в выражениях у обоих ворот, на обоих часах? Если есть ошибки, запишите выражения в исправленном виде.

Ответ: существительные ворота и часы не имеют формы единственного числа, а значит, и признаков рода. Надо: у тех и у других ворот, на одних и на других часах.

II. Проверка домашнего задания. У доски работают три ученика: 1-й выписывает слова с пре- — при-; 2-й — с чередующимися гласными в корнях; 3-й — числительные. Класс составляет предложения со словосочетаниями, в которые входят слова, образованные путём перехода одной части речи в другую (присоединиться к провожающим, сигнал дежурного).

III. Работа по теме урока.

1. Какие признаки слов дали вам основание отнести их к существительным? Как называется разбор, который помогает доказать принадлежность слова к той или иной части речи? Будет ли отличаться план разбора имени числительного от плана разбора других частей речи?

2. В зависимости от возможностей класса учащиеся либо самостоятельно составляют план морфологического разбора числительного, используя материалы § 67—74, либо работают с порядком разбора на с. 59.

3. Анализ устного и письменного образцов разбора (с. 60).

4. Самостоятельный морфологический разбор числительного в предложениях (по выбору, по вариантам, по группам):

Учитель помогает определить синтаксическую роль числительных, делается вывод о том, что они могут быть любыми членами предложения (входить в состав любых членов предложения).

Если учитель предлагает учащимся для работы упр. 427, он помогает им в определении синтаксической роли числительных.

IV. Комплексный анализ текста. Упр. 428. Учащиеся определяют, какую роль выполняют числительные в тексте, почему некоторые из них записаны римскими цифрами. Следует повторить значение римских цифр и предупредить, что римскими цифрами принято обозначать века, номера мероприятий (Х Международный симпозиум), используются они и при составлении сложного плана.

Учащиеся выполняют морфологический разбор слов: важнейший, сорок (суток), берега; синтаксический разбор последнего предложения 1-го абзаца.

V. Подведение итогов урока. Сопоставление морфологического разбора именных частей речи.

VI. Домашнее задание. Выписать последнее предложение текста из упр. 428, сделать морфологический разбор одного числительного.






Для любых предложений по сайту: [email protected]