Вопросительные и относительные местоимения (окончание) - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Вопросительные и относительные местоимения (окончание) - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели уроков: познакомить с особенностями относительных местоимений, их синтаксической ролью; научить различать вопросительные и относительные местоимения, местоимение что и союз что, употреблять относительные местоимения как средство связи простых предложений в составе сложных.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Поиск путей решения проблемы. Познавательные УУД. Анализ, сравнение, группировка. Создание алгоритмов. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка. Редактирование предложений.

1) Бабушка уехала, когда ей было десять лет. 2) Дали сигнал на обед, и мы побежали его есть. 3) Богатырь сидит на своём коне, его грива развевается по ветру. 4) Серёжа попросил друга купить себе новую удочку.

— Чем вызваны ошибки, которые допущены в предложениях?

Учитель выносит этот вопрос на доску (он будет использован при изучении нового материала), учащиеся находят причину допущенных ошибок.

II. Проверка домашнего задания.

Выборочный диктант на основе подобранных предложений сопровождается мини-конкурсом на лучшее знание басен И. Крылова.

III. Изучение нового материала.

1. Анализ предложения, вынесенного на доску. Учащиеся находят в нём местоимения, доказывают, что первое из них является вопросительным. Вспоминают, в какой конструкции местоимение который используется в качестве вопросительного (который час?), делают вывод: это местоимение относится к другому разряду. Подчёркивают члены предложения, составляют его схему:

Учитель помогает определить синтаксическую роль местоимений, демонстрируя приём замены местоимений подходящими по смыслу словами, которые ими замещены в предложениях: чем = незнанием; которые = ошибки.

2. Работа с материалами для наблюдения на с. 74 завершается чтением теоретического материала и сопоставлением местоимений, помещённых в рамках на с. 72 и 74. В тетрадях-справочниках заполняются соответствующие графы. При этом учитель может сообщить, что учёные относят данные местоимения к одному разряду, называя их вопросительно-относительными.

Учитель рекомендует учащимся особое внимание обратить на местоимения кто и что: у них нет форм числа и рода. Кто указывает на одушевлённый предмет (глагол прошедшего времени при нём употребляется в форме единственного числа мужского рода: кто решил), что — на неодушевлённый (глагол при нём употребляется в форме среднего рода: что произошло).

3. Выполнение упр. 454. Предложения записываются в три столбика.

Сложное предложение

Простое вопросительное предложение

Ответ на поставленный вопрос

В предложениях подчёркиваются как члены предложения местоимения, в последнем предложении — ответ на вопрос. По итогам выполнения упражнения учащиеся делают вывод о синтаксической роли вопросительных и относительных местоимений.

4. Выполнение упр. 455 проходит под контролем учителя и сопровождается составлением схем сложных предложений. Учащиеся определяют синтаксическую роль местоимения который, опираясь на полученный ранее опыт. Работа заканчивается составлением алгоритма “Определение синтаксической роли относительного местоимения”.

5. Учителю следует иметь в виду, что одним из сложных грамматических вопросов является различение местоимения что и союза что. Можно рекомендовать затронуть его на текущем уроке, тем более что механизм выявления роли местоимения уже освоен: определена его роль как члена предложения, соотнесённость с вопросительным местоимением, невозможность опустить слово без потери смысла. Учащиеся сравнивают два предложения и выстраивают модель рассуждения: 1) Ребята узнали, что надо взять с собой в поход. 2) Было понятно, что мы проехали нужную станцию.

Модель рассуждения:

1. Если второе предложение можно превратить в вопросительное с сохранением структуры, то что — это относительное местоимение (член предложения): Что надо взять с собой в поход? (Надо взять тёплую одежду.)

2. Если что можно опустить, превратив сложное союзное предложение в бессоюзное, то перед нами союз (при его пропуске ставится двоеточие): Было понятно: мы проехали нужную станцию. Если второе предложение присоединено относительным местоимением, сделать это невозможно: Ребята узнали, что надо взять с собой в поход. В этом случае нужно заменить местоимение существительным, на которое оно указывает: Ребята узнали: в поход надо взять рюкзаки, палатки, тёплую одежду.

Используя данное рассуждение, учащиеся работают с предложениями.

1) Припомни, что сказал сатирик! (А. Пушкин) 2) Мы не заметили, что степь сменилась мелколесьем. 3) Дождь лил как из ведра, что нарушило все наши планы на выходные. 4) Это даже хорошо, что пока нам плохо!

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. После выполнения заданий упр. 456 учащиеся анализируют роль местоимения сколько в последнем предложении. Для этого сопоставляются два предложения: Сколько здесь инструментов! — Сколько здесь инструментов?

Аналогичная пара составляется с местоимением какой: Какие новости? — Какие новости! Делается вывод об особой функции этих местоимений: в восклицательных предложениях они выражают сильное чувство.

2. Самостоятельная работа с упр. 457.

V. Подведение итогов уроков. Сколько слов входит в разряд вопросительных и относительных местоимений — семь или четырнадцать?

VI. Домашнее задание. Подготовиться к письму по памяти по упр. 453.






Для любых предложений по сайту: [email protected]