Условное наклонение - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Условное наклонение - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить учащихся с образованием форм условного наклонения глагола; научить распознавать глаголы в форме условного наклонения, раздельно писать частицу бы (б) с глаголами.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Совместная работа. Постановка вопросов. Оценка действий товарищей.

Ход урока

I. Работа над ошибками в сочинении.

II. Проверка домашнего задания.

— Какие правила правописания не с частями речи и ь после шипящих на конце слов можно проиллюстрировать примерами из домашнего упражнения? Встретились ли в нём глаголы повелительного и условного наклонения?

III. Изучение нового материала.

1. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Барто, найдите глаголы, определите их наклонение. Какой из глаголов обозначает желаемое действие?

Я сам хотел бы, может быть,

Спокойным быть, разумным быть,

Невозмутимым, кротким...

Начнёт ругать меня родня,

А я молчу, хоть жарь меня,

Хоть жарь на сковородке.

2. Работа с материалами учебника на с. 117. Диалог читается по ролям, комментируется синтаксическая роль глаголов и способ их подчёркивания. Правило повторяется и проверяется при работе в парах. Работа заканчивается вопросами: как образуется форма условного наклонения? Где может стоять частица бы? Как изменяются глаголы в условном наклонении? Есть ли у этих глаголов формы времени? Чем они напоминают глаголы прошедшего времени? Чем отличаются от них?

Правильность своих ответов учащиеся проверяют, читая теоретический материал на с. 118, находят тезис, который не был проиллюстрирован примерами (отдалённость частицы от глагола), и запоминают, что частица бы (б) всегда пишется раздельно. Для закрепления этого положения учитель предлагает записать отрывок из стихотворения С. Михалкова:

Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол!

IV. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий упр. 543 сопровождается устным комментированием. Результаты работы проверяются, поскольку отдалённость частицы бы (б) от глаголов может осложнить выполнение задания. После проверки проводится выразительное чтение стихотворения.

— Как бы вы продолжили стихотворение? Запишите своё продолжение. Глаголы какого наклонения вы используете в нём? Почему?

V. Подведение итогов урока. Учащиеся суммируют новые сведения о глаголе. Выступления дополняются, оцениваются классом.

VI. Домашнее задание. Упр. 544. Подготовиться к письму по памяти.






Для любых предложений по сайту: [email protected]