Безличные глаголы - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Безличные глаголы - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с безличными глаголами; научить распознавать безличные глаголы и определять их форму, объяснять выражаемые ими лексические значения.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение отстаивать свою точку зрения.

Ход урока

I. Словарный диктант.

Штукатурить, недоумевать, сирень, подзаголовок, талант, инструмент, сельдерей, салат, поскользнуться, фасоль, возражать, типография, биография, произведение, неистовствовать, маляр, помощница, конвейер, почтальон, копировать, аккуратный, корреспондент, преодолеть, препятствие, искусство. (2 5 слов)

II. Изучение нового материала.

1. Морфемный и словообразовательный разбор прилагательного безличный, определение его лексического значения.

2. Комментированное письмо с синтаксическим заданием — выделить грамматическую основу предложений.

* Музыка — здесь: оркестр. Комментируется устаревшее (разговорное) значение слова.

— Почему в 1-м предложении нет подлежащего? Попробуйте его подобрать. Почему это не получается? Есть ли тот (то), кто (что) может произвести данное действие? Сопоставьте этот глагол с другими в данном тексте.

3. Чтение определения на с. 131. Анализ примеров в материалах для наблюдения. Безличные глаголы сопоставляются с личными, совпадающими с ними в форме (рассвело — вышло и др.), проводится эксперимент: какие глаголы в парах легко меняют число, род или лицо, какие нет. Анализируется и запоминается второе положение, данное в учебнике на с. 131.

4. Тезис об отсутствии подлежащего осмысливается дополнительно путём сопоставления двух предложений с однокоренными глаголами-сказуемыми.

Хочется к реке. Хотелось к реке.

Хочешь к реке? Хочу к реке!

Как легко дышится на рассвете! Легко дышалось на рассвете в горах.

Легко дышу на природе. В спину нам уже дышали.

— В каких предложениях подлежащих нет, но они легко воспроизводятся?

— В каких предложениях при сказуемых нет и не может быть действующего лица? Почему? (Учитель может сообщить, что предложения, в которых сказуемые выражены безличными глаголами, тоже называются безличными.)

5. Упр. 569 выполняется с изменённым заданием: надо записать, распределив по группам, не глаголы, а предложения, подчеркнуть грамматические основы, составить схемы сложных предложений. Упражнение заканчивается выводом о том, какие лексические значения выражают безличные глаголы.

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Комментированный диктант.

1) Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять. (М. Лермонтов) 2) Живи не так, как хочется, а как Бог велит. 3) Недаром говорится, что дело мастера боится. 4) Стерпится — слюбится. (Пословицы) 5) Что это вам вздумалось такую квартиру нанять? (Ф. Достоевский) 6) Не пилось мне и не елось, не спалось и не сиделось, ни на что мне не гляделось. (М. Исаковский) 7) Мне верить хочется, что сердце не игрушка. (Н. Заболоцкий)

IV. Подведение итогов урока. Как отличить безличные глаголы от личных? Составьте алгоритм.

V. Домашнее задание. Упр. 570.






Для любых предложений по сайту: [email protected]