Буквы а и о в корне -гар- - -гор- (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Буквы а и о в корне -гар- - -гор- (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить правило правописания гласных в корне -гар- — -гор- и умение графически обозначать выбор гласных; развить умения группировать изученные орфограммы, находить и исправлять ошибки в распределении слов с орфограммами — гласными с чередованием в корне по видам.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Сопоставление явлений. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Выступление перед аудиторией сверстников.

Ход урока

I. Лингвистическая задача.

— Вспомните все корни с чередованием гласных еи и решите такую задачу. Дано: обж_г (кирпича), розж_г (доменных печей). Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор гласной. Подумайте, насколько важно уметь правильно определить способ образования данных слов.

Ответ: среди корней с чередованием гласных еи есть корень -жиг- — -жег-. Перед суффиксом -а- в этом корне пишется и: зажигать, обжигать, выжигать. А буква е всегда стоит под ударением: обжечь, зажечь, сжечь, жечь. В данных словах мы не видим суффикса -а-, но оба слова образованы бессуффиксным способом от глаголов обжигать и разжигать, в которых этот суффикс есть. Суффикс усекается, а гласная и в корне остаётся.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся пишут мини-диктант с опорой на домашнее задание: учтивость, обходительность, любезность, вежливость, кинофильм, телевизор, разгореться, утверждать, остаться, касаться, понравиться, ложиться.

Задания: 1) определите способ образования первых четырёх слов; укажите, от слов какой части речи они образованы. Докажите это, определив их лексическое значение (суффиксальный; образованы от прилагательных, имеют значение “качество, свойство по значению прилагательного”); 2) обозначьте орфограмму -тся и -ться в глаголах.

III. Тренировочные упражнения по теме урока.

1. Задание упр. 190 выполняется с такой формулировкой: на основе данных выражений составьте предложения (формы слов можно менять). Лексические задания: а) найти фразеологизм, подобрать к нему синонимы (разгорелся сыр-бор = произошла перебранка, ссора, суматоха); б) определить лексическое значение слова горелки в 7-м предложении.

Учитель сообщит о том, что название игры горелки произошло от сопровождающей эту игру песенки: “Гори-гори ясно, чтобы не погасло”. Предложение можно записать, объяснить знаки препинания с помощью схемы.

2. Объяснительный диктант.

День потихоньку догорал, и мы наслаждались чудесным багровым закатом. Всё вокруг казалось заколдованным. Причудливые тени ложились на придорожные заросли. Деревья тянули к нам свои ветви, мягко касались ими наших голов. Мы бережно раздвигали растения, пробираясь к месту стоянки. Лес замирал, прислушивался к нашим движениям, и только мы и лёгкий шёпот берёзок нарушали густую тишину.

3. Выполнение упр. 191. Дополнительно: определить способ образования слов (всех или выборочно); проанализировать суффиксальные образования: а) видовых пар (догорать от догореть и др.), б) отглагольных существительных (росток, касание и др.); переход одной части речи в другую (слагаемое).

IV. Подведение итогов урока. Взаимопроверка и обсуждение наиболее трудных случаев.

V. Домашнее задание. Подготовить раздаточный материал по теме, сопроводить орфографическое задание словообразовательным, лексическим или пунктуационным заданием.






Для любых предложений по сайту: [email protected]