Буквы а и о в корне -зар- - -зор- - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Буквы а и о в корне -зар- - -зор- - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить правильно писать слова с чередованием ао в корне -зар- — -зор-; сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора; закрепить умение группировать слова по видам орфограмм.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Самоанализ. Познавательные УУД. Выявление основной и второстепенной информации. Преобразование визуальной информации в текстовую. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре, оценка действий партнёра.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Выбираем рекордсмена”. Задание: записать слова, соединив левый и правый столбики. Побеждает тот, кто выполнит работу быстрее.

кон

ёж

сад

порядок

наст

град

доход

рубка

зерно

ус

бес

яга

зубр

овод

вино

склад

мясо

ил

Ответ: конус, садовод, настил, доходяга, зерносклад, беспорядок, зубрёж, виноград, мясорубка.

Дополнительные задания: найти слова, образованные способом: а) сложения (садовод, зерносклад, мясорубка); б) бессуффиксным (настил). Поскольку слово виноград учащиеся могут принять за слово, образованное способом сложения, учителю следует предусмотреть работу с этимологическим словарём.

Виноград. Заимств. из ст.-сл. яз., в котором виноградъ — словообразовательная калька готск. weinagards (wein — вино, gards — город). Первоначальное значение — “сад”.

II. Проверка домашнего задания. Учащиеся обмениваются подготовленными дома карточками, выполняют задание, проводят взаимопроверку.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с материалами учебника на с. 108. Учащиеся самостоятельно формулируют правило, определяют, какая информация в таблице учебника является избыточной, исключают её (о правописании под ударением). Правило правописания корня будет аналогично тому, которое сформулировано в § 37.

2. Выполнение упр. 192. Работа сопровождается лексическим комментарием слова заря, анализом статьи толкового словаря.

3. Упр. 193. Предваряя выразительное чтение стихотворения, учитель проводит орфоэпическую работу, обращая внимание на особенности произношения форм множественного числа слова заря, отражённые в статье толкового словаря (зОри, зОрь, зОрям и зорЯм).

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Выполнение упр. 194, 195 проводится на основе составленной ранее черновой таблицы.

2. Сочинение по рисункам упр. 196. Взаимопроверка работы.

V. Подведение итогов урока в форме самоанализа.

VI. Домашнее задание. Упр. 193: подготовиться к письму по памяти.






Для любых предложений по сайту: [email protected]