Буквы ы и и после приставок (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Буквы ы и и после приставок (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить правописание букв ы и и после приставок и графическое обозначение условий выбора правильного написания; совершенствовать орфографические навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Познавательные УУД. Установление аналогий. Оценка и классификация объектов. Коммуникативные УУД. Совместная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Верёвочка”. Дано: искусство. Требуется прийти к исходному слову за меньшее число шагов.

Варианты ответа: искусствоворонанаварарахисискусство; искусствовоининжиририсискусство; искусствовоскскобабарбарисискусство и др.

Дополнительное задание: 1) найти непроизводные слова; 2) определить способ образования производных слов; 3) объяснить, почему слова искусство и искусственный в современном языке находятся в разных словообразовательных гнёздах; 4) построить словообразовательную цепочку: ... безыскусственность (искусственный → безыскусственный → безыскусственность), графически объяснить орфограммы.

II. Проверка домашнего задания. Выборочный диктант на основе домашней работы. Предложения читаются по очереди (слова на изучаемую орфограмму не должны повторяться), орфограммы выделяются (два ученика работают у доски). Учитель выбирает предложение для записи, объяснения знаков препинания и синтаксического разбора либо даёт своё предложение:

Я сразу забыл, что только вчера Лидия Михайловна подыгрывала мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. (По В. Распутину)

III. Работа по теме урока.

1. Упр. 199. При определении способов образования слов учитель помогает учащимся, чтобы они не допустили ошибки при работе со словами разыскивать, предыдущий.

2. Учитель может расширить представление о данной орфограмме, сообщив, что после иноязычных приставок (наиболее употребительны приставки дез-, контр-, пост-), как и после приставок сверх-, меж-, в корне сохраняется гласная и (контригра, дезинфекция):

инфаркт — предынфарктный — постинфарктный.

3. Подбор слов с корнями, начинающимися на и, образование от них слов с орфограммой 28 (можно объявить мини-конкурс). Условие: уже встречавшиеся корни не повторять! (Например: июль, июнь, институт, информация, интуиция, интеллигентный, интеллектуальный, изящный, импровизировать.)

IV. Тестовое задание.

1. Одна и та же буква пишется во всех словах в ряду:

а) к_ саться, заг_релый, ск_чок, пл_вец;

б) отр_сль, подр_ сти, з_рница, сл _гаемое;

в) отб_ру, зам_рать, отн_ мать, сд_рать.

2. Чередующаяся гласная в корне слова есть во всех словах в ряду:

а) попл_вок, зар_сли, скл_нение;

б) зак_лдованный, отв_рить дверь, прик_сался;

в) зав_рожить, оч_ровать, непром_каемый.

3. Буква ы пишется на месте пропуска во всех словах в ряду:

а) от_скать, меж_нститутский, огурц_;

б) ц_ркуль, ц_плёнок, сверх_нтересный;

в) без_дейный, бледнолиц_й, пред_юньский.

4. Ъ пишется на месте пропуска в словах:

а) с_ёжиться; б) с_ экономить; в) разоб_ём; г) сверх_естественный.

5. Не являются словосочетаниями пары слов:

а) моё решение; б) книги и атласы; в) взял письмо; г) подоспела помощь.

6. Бессуффиксным способом образованы слова:

а) решение; б) выезд; в) розыск; г) прыжок.

Проверочная карта: 1: б; 2: а; 3: в; 4: а, г; 5: б, г; 6: б, в.

V. Подведение итогов урока в форме самоанализа.

VI. Домашнее задание. Повторить орфограммы 10, 11, записать 10 словосочетаний, включающих слова с данными орфограммами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]