Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Гласные в приставках пре- и при- - Словообразование. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с правилом, регулирующим выбор гласных в приставках пре- и при- (орфограмма 29); формировать умение различать их на письме.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Извлечение информации из таблицы. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре, оценка партнёра.
Ход урока
I. Орфографическая разминка на основе домашнего задания. Учащиеся обобщают сведения о написании известных им групп приставок: пишущихся всегда одинаково (орфограмма 10) и заканчивающихся на -з (-с) (орфограмма 11).
II. Изучение нового материала.
1. Анализ таблицы на с. 111. Учитель задаёт вопросы, помогающие учащимся осмыслить информацию, представленную в таблице (в 1-й части таблицы желательно сделать дополнение для определения значения приставки в слове пришкольный — находящийся рядом с чем-либо).
2. Чтение правила на с. 112, рассуждение по данному в учебнике образцу. Учитель иллюстрирует применение рассуждения, затем даёт слово учащимся. Они выступают с рассуждением обо всех словах таблицы. Работа сопровождается записью этих слов и графическим выделением орфограммы.
Дополнительные слова для рассуждения: пр_ползти, пр_клеить, пр_вокзальный, пр_сесть, пр_скверный, пр_одолеть.
III. Закрепление материала.
1. Выписать слова с пропусками из упр. 201, 202, обозначить орфограмму по образцу, в парах проверить умение рассуждать при выборе написания.
2. Орфоэпическая работа со словами в рамке к упр. 201.
— Произношение формы мужского рода с ударной приставкой слова прИбыл соответствует орфоэпической норме или нет? А как поизносятся аналогичные формы женского рода? Докажите свою точку зрения, используя другие слова упражнения.
Запомните: в форме среднего рода и множественного числа ударение также ставится на приставку: прИбыло, прИбыли.
3. Упр. 204 учащиеся могут выполнить в осложнённом виде, составляя с данными словами словосочетания (формы слов можно изменить).
Учителю следует учесть, что в третьем столбике дано слово пр_уменьшить, у которого возможны два написания: приуменьшить и преуменьшить. Стоит обратиться к словарю и проанализировать содержание статей, сообщив результат работы: преуменьшить — представить что-либо в меньших размерах (преуменьшить вину); приуменьшить — слегка, немного уменьшить (приуменьшить опасность).
4. Предупредительный диктант.
1) Сакля была прилеплена одним боком к скале. (М. Лермонтов) 2) Хорь присел на скамью и преспокойно вступил со мной в разговор. (И. Тургенев) 3) Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” (А. Пушкин) 4) Он был мужик пресильный и человек преглупый, превеликого росту и пренизкого духу. (Д. Фонвизин) 5) Председатель кивнул на приусадебный участок, мимо которого мы теперь проходили. (Ф. Искандер) 6) И ты приползёшь ко мне и попросишь пощады. (Е. Шварц)
Учащиеся комментируют новую орфограмму, обозначают её графически. Дополнительно составляют пунктуационные схемы 2, 3, 5-го предложений.
IV. Подведение итогов урока. Закрепление нового правила, проверка усвоения условий выбора орфограммы 29.
V. Домашнее задание. § 40 (с. 111, 112); упр. 205, слова в рамке (с. 113).