Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Сложносокращённые слова - Словообразование. Орфография. Культура речи
Цели урока: дать представление о сложносокращённых словах; научить правильно расшифровывать и произносить сложносокращённые слова, определять способ сокращения и группировать слова по способу сокращения.
Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Извлечение информации из схемы, учебного текста и сообщений учителя. Поиск информации в Интернете. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Работа в паре.
Ход урока
I. Этимологическая пятиминутка.
Дана группа слов: галстук, курносый, гардероб, куропатка, кашне, близорукий, волейбол, лупоглазый, ковбой, карандаш, вокзал, арьергард, фарватер, коктейль. Воспользуйтесь этимологическим словарём, чтобы ответить на вопрос: что общего между этими словами? Работа проводится в группах. Итоги работы группы обсуждают, готовя ответ на вопрос, дают толкование малопонятных слов, запоминают их произношение и написание.
| галстук | нем. | шея + платок | 
| курносый* | иск. | курный (т. е. короткий) + нос | 
| гардероб | фр. | хранение + одежда | 
| куропатка | общеслав. | кура + птица | 
| кашне | фр. | прятать + нос | 
| близорукий* | общеслав. | близко + зоркий | 
| волейбол | англ. | полёт + мяч | 
| лупоглазый | иск. | лупить (таращить) + глаза | 
| ковбой | англ. | корова + парень | 
| карандаш | тюркск. | чёрный + камень | 
| вокзал | англ. | Вокс (имя собств.) + холл | 
| арьергард | фр. | сзади + отряд | 
| фарватер | голл. | плыть + вода | 
| коктейль | англ. | петух + хвост | 
* Должно было бы получиться курноносый и близкозоркий. Но здесь наблюдается упрощение слов: повторяющиеся элементы опускаются (это явление называется гаплология).
Выводы: 1) способ сложения характерен для многих языков; 2) мы заимствуем сложные слова, даже не подозревая об их сложном составе; 3) некоторые исконные (в том числе общеславянские) слова, образованные способом сложения, в современном языке являются непроизводными.
II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка в парах; на доске ученик записывает слова с суффиксом -тель и определяет способ образования.
III. Изучение нового материала.
Учитель сообщает, что в русском языке есть особый способ образования слов, характерный только для существительных: в образовании нового слова участвуют не полные, а сокращённые части основ слов. Такие слова называются сложносокращёнными, или аббревиатурами (от лат. сокращённый).
1. Работа с учебником: извлечение информации из схемы, запоминание определения (с. 120), упр. 218, анализ теоретического материала (с. 121).
2. Составление таблицы “Виды сокращений основ” с опорой на теоретический материал учебника и дополнения учителя.
| Виды сокращений* | Слова, участвующие в сложении | Сложносокращённое слово | 
| Начальные части слов | заведующий хозяйством рыбоводное хозяйство | завхоз рыбхоз | 
| Начальная часть первого слова + второе слово | Сберегательная книжка спортивный городок | сберкнижка спортгородок | 
| Начальные буквы (названия начальных букв каждого слова) | Московский государственный университет | МГУ [эмгэу] | 
| Начальные звуки | строительное монтажное управление | СМУ [сму] | 
| Начальные буквы + звуки | Центральный спортивный клуб армии | ЦСКА [цээска] | 
| Начальные части слов + начальные звуки | Камский автомобилестроительный завод | КамАЗ [камас] | 
*Курсивом в таблице выделен материал из учебника.
3. Дополнение таблицы примерами из упр. 219, орфографическая работа. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при сокращении слов может усекаться удвоенная согласная: специальный корреспондент → спецкор; корреспондентский пункт → корпункт; граммофонная пластинка → грампластинка; террористический акт → теракт. Однако возможно и возникновение удвоения: юный натуралист → юннат. Все слова заносятся в словари.
4. Выполняется упр. 220 под руководством учителя, который сначала сам читает аббревиатуры, затем их произносят учащиеся.
Учителю необходимо учесть, что в данном упражнении допущены ошибки в написании имён собственных: с заглавной буквы пишутся первые слова в выражениях Военно-воздушные силы, Центральный спортивный клуб армии. В следующем упражнении с заглавной буквы пишется слово Газпром.
Поскольку на уроке запланировано освоение норм произношения сложносокращённых слов, а в материалах учебника сведений об этом нет, учитель может использовать в качестве опорных материалы, имеющиеся на портале “Грамота.ру”. Вход на нужную страницу: вкладка “Справка” основного меню — “Письмовник” — “Грамматика” — “Как правильно употреблять аббревиатуры”. На данной странице содержатся также правила определения рода аббревиатур, которые будут полезны на следующем уроке.
IV. Закрепление изученного.
Мини-конкурс по расшифровке аббревиатур (можно провести как групповую работу): комбат, ГАИ, МКАД, завмаг, ТЮЗ, ДТП, колдоговор, ЖКХ, спецодежда, МВД, полпред, Минобрнауки, редколлегия, Совбез, ФМС, Госфильмофонд, ЖЗЛ, Донбасс, ЛФК, США, ликбез, НЛО.
V. Подведение итогов урока.
— Какие новые сведения о словообразовании вы сегодня узнали?
VI. Домашнее задание. 1) Упр. 221. 2) Подготовить сообщение о роде сложносокращённых слов по материалам портала “Грамота.ру”.