Сложносокращённые слова - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Сложносокращённые слова - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: дать представление о сложносокращённых словах; научить правильно расшифровывать и произносить сложносокращённые слова, определять способ сокращения и группировать слова по способу сокращения.

Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Извлечение информации из схемы, учебного текста и сообщений учителя. Поиск информации в Интернете. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Работа в паре.

Ход урока

I. Этимологическая пятиминутка.

Дана группа слов: галстук, курносый, гардероб, куропатка, кашне, близорукий, волейбол, лупоглазый, ковбой, карандаш, вокзал, арьергард, фарватер, коктейль. Воспользуйтесь этимологическим словарём, чтобы ответить на вопрос: что общего между этими словами? Работа проводится в группах. Итоги работы группы обсуждают, готовя ответ на вопрос, дают толкование малопонятных слов, запоминают их произношение и написание.

галстук

нем.

шея + платок

курносый*

иск.

курный (т. е. короткий) + нос

гардероб

фр.

хранение + одежда

куропатка

общеслав.

кура + птица

кашне

фр.

прятать + нос

близорукий*

общеслав.

близко + зоркий

волейбол

англ.

полёт + мяч

лупоглазый

иск.

лупить (таращить) + глаза

ковбой

англ.

корова + парень

карандаш

тюркск.

чёрный + камень

вокзал

англ.

Вокс (имя собств.) + холл

арьергард

фр.

сзади + отряд

фарватер

голл.

плыть + вода

коктейль

англ.

петух + хвост

* Должно было бы получиться курноносый и близкозоркий. Но здесь наблюдается упрощение слов: повторяющиеся элементы опускаются (это явление называется гаплология).

Выводы: 1) способ сложения характерен для многих языков; 2) мы заимствуем сложные слова, даже не подозревая об их сложном составе; 3) некоторые исконные (в том числе общеславянские) слова, образованные способом сложения, в современном языке являются непроизводными.

II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка в парах; на доске ученик записывает слова с суффиксом -тель и определяет способ образования.

III. Изучение нового материала.

Учитель сообщает, что в русском языке есть особый способ образования слов, характерный только для существительных: в образовании нового слова участвуют не полные, а сокращённые части основ слов. Такие слова называются сложносокращёнными, или аббревиатурами (от лат. сокращённый).

1. Работа с учебником: извлечение информации из схемы, запоминание определения (с. 120), упр. 218, анализ теоретического материала (с. 121).

2. Составление таблицы “Виды сокращений основ” с опорой на теоретический материал учебника и дополнения учителя.

Виды сокращений*

Слова, участвующие в сложении

Сложносокращённое слово

Начальные части слов

заведующий хозяйством

рыбоводное хозяйство

завхоз

рыбхоз

Начальная часть первого слова + второе слово

Сберегательная книжка

спортивный городок

сберкнижка

спортгородок

Начальные буквы (названия начальных букв каждого слова)

Московский государственный университет

МГУ [эмгэу]

Начальные звуки

строительное монтажное управление

СМУ [сму]

Начальные буквы + звуки

Центральный спортивный клуб армии

ЦСКА [цээска]

Начальные части слов + начальные звуки

Камский автомобилестроительный завод

КамАЗ [камас]

*Курсивом в таблице выделен материал из учебника.

3. Дополнение таблицы примерами из упр. 219, орфографическая работа. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при сокращении слов может усекаться удвоенная согласная: специальный корреспондент → спецкор; корреспондентский пункт → корпункт; граммофонная пластинка → грампластинка; террористический акт → теракт. Однако возможно и возникновение удвоения: юный натуралист → юннат. Все слова заносятся в словари.

4. Выполняется упр. 220 под руководством учителя, который сначала сам читает аббревиатуры, затем их произносят учащиеся.

Учителю необходимо учесть, что в данном упражнении допущены ошибки в написании имён собственных: с заглавной буквы пишутся первые слова в выражениях Военно-воздушные силы, Центральный спортивный клуб армии. В следующем упражнении с заглавной буквы пишется слово Газпром.

Поскольку на уроке запланировано освоение норм произношения сложносокращённых слов, а в материалах учебника сведений об этом нет, учитель может использовать в качестве опорных материалы, имеющиеся на портале “Грамота.ру”. Вход на нужную страницу: вкладка “Справка” основного меню — “Письмовник” — “Грамматика” — “Как правильно употреблять аббревиатуры”. На данной странице содержатся также правила определения рода аббревиатур, которые будут полезны на следующем уроке.

IV. Закрепление изученного.

Мини-конкурс по расшифровке аббревиатур (можно провести как групповую работу): комбат, ГАИ, МКАД, завмаг, ТЮЗ, ДТП, колдоговор, ЖКХ, спецодежда, МВД, полпред, Минобрнауки, редколлегия, Совбез, ФМС, Госфильмофонд, ЖЗЛ, Донбасс, ЛФК, США, ликбез, НЛО.

V. Подведение итогов урока.

— Какие новые сведения о словообразовании вы сегодня узнали?

VI. Домашнее задание. 1) Упр. 221. 2) Подготовить сообщение о роде сложносокращённых слов по материалам портала “Грамота.ру”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]