Род сложносокращённых слов - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Род сложносокращённых слов - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить умения расшифровывать сложносокращённые слова, произносить их, определять способ сокращения слова; научить определять род сложносокращённых слов, согласовывать с ними прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени.

Личностные УУД. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Формулировка собственного мнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Знаете ли вы: есть сложносокращённые слова, которые так замаскировались, что мало кто догадывается, что это аббревиатуры? Вот некоторые из них: самбо, загс, дот, дзот, беруши. Сможете ли вы их расшифровать? (Самооборона без оружия; запись актов гражданского состояния; долговременная огневая точка; деревоземляная огневая точка; береги уши.)

II. Работа по теме урока с опорой на домашнее задание и учебник.

1. Расшифровка сложносокращённых слов инициального типа (МХАТ, ТЮЗ, ГЭС, НТВ, НЛО, КПД), выделение в каждом опорного слова, объяснение цели такой работы (можно использовать сведения со с. 144).

2. Обмен сведениями об определении рода сложносокращённых слов с опорой на подготовленный дома материал. Учителю следует обратить внимание на трудные случаи определения рода: наличие исключений, вариантов и транслитерированных иноязычных аббревиатур, проинформировать учащихся о наличии сведений о роде аббревиатур в словарях.

Исключения

МИД, вуз — м. р.

По фонетическому облику (нулевое окончание, как у сущ. м. р. 2-го скл.)

Варианты (колебания рода)

МКАД — ж. р.

По опорному слову дорога — норма книжной речи

МКАД — м. р.

По фонетическому облику — в разговорном стиле

Иноязычные аббревиатуры

НАСА — ср. р.

Си-эн-эн — ж. р.

По опорному слову в русской расшифровке (управление; телевизионная компания)

НАТО — м. р. и ср. р.

ЮНЕСКО — ж. р. и ср. р.

Колебания: опорное слово (НАТО — блок, договор; ЮНЕСКО — организация) / фонетический облик

3. Чтение рассуждения на с. 122, выявление цели определения рода сложносокращённых слов инициального типа, выполнение упр. 222. Учитель рекомендует записать данные предложения, подобрав к подлежащим определения (например: знаменитый ГАБТ, наш ТЮЗ, новая ГЭС).

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Осложнённое списывание (работа сопровождается комментированием).

1) Российск_ МЧС назвал_ победителей смотра-конкурса юных пожарных. 2) Целых пять часов МКАД стоял_ в обе стороны. 3) Коварн_ НАТО нарушил_ все договорённости. 4) ООН одобрил_ резолюцию. 5) Секретн_ НИИ закончил_ разработку нового препарата. 6) Английск_ МИД направил_ телеграмму министерству иностранных дел Македонии. 7) ЮНЕСКО прислал_ своего представителя на конференцию. 8) Городск_ ТЭЦ закрыт_ на профилактику. 9) СНГ завершил_ переговоры по проблемам взаимопомощи. 10) США предупредил_ о возможности санкций. 11) Нов_ спортивн_ вуз пригласил_ на день открытых дверей юных спортсменов из районн_ ДЮСШ. 12) ОРТ координировал_ работу своих представительств.

IV. Подведение итогов урока.

— Представьте, что вы диктор, работаете на телевидении. Подумайте, какой вариант чтения сообщений, представленных в последнем упражнении, вы предпочтёте — читать сложносокращённые слова или заменять их полными словосочетаниями.

V. Домашнее задание. 1) Упр. 223. 2) Словарная работа: генерал, лейтенант, командир, адъютант.






Для любых предложений по сайту: [email protected]