Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Повторение изученного в 5 классе - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Результаты обучения. Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке; метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; получение информации из таблиц; соблюдение в практике письменного и устного общения основных норм русского литературного языка; использование справочных изданий и словарей; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск информации; владение речевым этикетом; переработка информации разными способами; предметные: знание морфологических признаков существительного, его синтаксической роли, перечня разносклоняемых существительных, особенностей их склонения, групп существительных общего рода, порядка морфологического разбора существительного, способов образования существительных, правил правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных, букв о — е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных, употребления буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя, слитного или раздельного написания не с существительными, условий выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик), букв е и и в суффиксах -ек и -ик; умение распознавать несклоняемые существительные, определять их род, согласовывать с ними прилагательные и глаголы прошедшего времени в роде, употреблять несклоняемые существительные в речи, распознавать существительные общего рода, определять род существительного, обозначающего профессиональную принадлежность, правильно употреблять в речи существительные общего рода, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия их выбора.
Урок 71. Повторение изученного в 5 классе (§ 44)
Цели урока: актуализировать знания об имени существительном; развить представление о грамматическом значении существительного, о переходе собственных имён в нарицательные; закрепить правописание падежных окончаний существительных; развить навык определения способа образования существительных.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Коррекция. Познавательные УУД. Построение рассуждений. Переработка информации. Извлечение информации из таблицы. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
II. Работа по теме урока.
1. Анализ эпиграфа к разделу “Морфология”. Составление и запись предложения с высказыванием Л. Толстого по схеме: А: “П”.
2. Поиск имён существительных в записанном предложении сопровождается доказательством правильности выбора и характеристиками слов с опорой на теоретический материал учебника на с. 131.
3. Развивая представление учащихся о значении имени существительного, учитель сообщает о том, что понятие “предмет” в грамматике включает в себя не только названия вещей, лиц, животных и их совокупностей, но и названия качеств, свойств, признаков, действий и состояний.
Данное сообщение учащиеся оформляют в виде таблицы, подбирая примеры с помощью учителя.
Вещи, лица, животные, их совокупность |
Парта, доска, пенал, окно; учитель, директор, писатель; птица, рысь, заяц; мебель, ребята, народ, флора, фауна |
Предмет |
Качества, свойства, признаки |
Сердечность, глупость, доброта, решительность, глубина, серость, гладь |
Признак как предмет |
Действия, состояния |
Бег, передача, воспитание, стремление, сочинение, дремота, стирка |
Действие как предмет |
— От слов каких частей речи образуются существительные, составляющие вторую и третью группу? Определите способы их образования. У доски два ученика выполняют словообразовательный разбор выделенных слов.
4. Выразительное чтение диалога (упр. 242), выполнение заданий. При работе над последним заданием используется составленная таблица.
5. Упр. 243. При подготовке ответа на вопрос используется знакомый учащимся материал (см. Уроки 21, 32).
6. Повторение правописания падежных окончаний имён существительных с опорой на таблицу упр. 245. При подготовке ответа учащиеся дополняют материал сведениями о том, как определить склонение существительного.
III. Тренировочные упражнения.
1. Выполнение упр. 246 начинается с орфоэпической работы: учащиеся называют группу, к которой относятся все слова в рамке на с. 133 учебника, объясняют, в чём состоит орфоэпическая трудность, произносят слова в разных формах.
Дополнительные задания: 1) найти слова, образованные от глаголов; 2) определить их значение и способы образования.
2. Упр. 247. Учитель напоминает учащимся о необходимости графического обозначения орфограмм. Задание к упражнению необходимо скорректировать, поскольку в его формулировке имеется ошибка: существительные необходимо выписать со словами, от которых они зависят (образец оформлен правильно).
IV. Подведение итогов урока. Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы, оценивают правильность ответов товарищей, корректируют их.
V. Домашнее задание. Упр. 248.