Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) (окончание) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить умение распознавать и правильно писать слова с орфограммой 33, графически обозначать условия выбора согласной.
Личностные УУД. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Самоконтроль. Познавательные УУД. Синтез знаний. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре, оценка действий партнёра.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра “Третий лишний”. Найти лишнее слово и указать принцип.
Учитель читает слова, учащиеся записывают, затем выполняют поиск.
1) Органщик, сигнальщик, гонщик (ь перед щ); 2) паркетчик, пулемётчик, перехватчик (сложное); 3) разгрузчик, мусорщик, зачинщик (-чик); 4) советчик, поручик, доносчик (суффикс -ик); 5) буфетчик, паркетчик, советчик (образовано от глагола); 6) сыщик, трактирщик, табунщик (суффикс -ик).
II. Проверка домашнего задания.
1. Мини-диктант на материале подобранных дома слов (у доски два человека).
Вертолёт, железнодорожник, погрузка, типографский, смазка, обязанность, специалист, военнослужащий, разведка, противник, прицеп.
2. Сколько значений у слова разведчик? Как называются такие слова?
III. Работа по теме урока.
1. Запишите слова в два столбика в зависимости от согласной в суффиксе. Сделайте морфемный разбор (2) и словообразовательный разбор выделенных слов: укладчик, конторщик, угольщик, подписчик2, докладчик, прогульщик, наводчик, сменщик, курильщик, ракетчик, ответчик, паромщик, носильщик, попутчик (приставочно-суффиксальный), мебельщик, оценщик, неплательщик (приставочный), банщик, халтурщик, знамёнщик2, временщик.
2. Лексическая работа со словами арматура, бетон, палисадник с использованием словарей, имеющихся в кабинете, или Интернета.
3. Самостоятельная работа с упр. 296, 297. Повторение орфограмм 6, 9.
IV. Закрепление изученного.
1. Упр. 298. Все орфограммы комментируются, для самопроверки правильности их графического обозначения используются форзацы.
2. Орфоэпическая работа со словами танцОвщик, танцОвщица. Учащиеся проговаривают слова, определяют их лексическое значение, подбирают синонимы, составляют предложения.
V. Подведение итогов урока. Самоанализ.
VI. Домашнее задание. Подготовка к словарному диктанту.