Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек и -ик (орфограмма 34); графически обозначать условия выбора правильных написаний, определять значение суффиксов, употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Личностные УУД. Осознание значимости учебной работы. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Верёвочка”.

Дано: вестибюль — гардероб.

Варианты ответа: вестибюльльвёнококноногагардероб; вестибюльльвятатайгагардероб.

— Какие слова в этих группах производные? Подберите другие слова с такими же суффиксами, определите их значение (львёнок — львята; лисёнок — лисята; совёнок — совята; кенгурёнок — кенгурята).

— Является ли второе слово в каждой паре производным или это его форма? (Так образуется форма множественного числа.)

— Входит ли слово поросёнок в эту группу? (Нет, оно непроизводное.)

II. Словарный диктант.

Салфетка, палисадник, вестибюль, прийти, бетон, генерал, арматура, карниз, бахрома, подражать, приключение, троллейбус, лейтенант, добыча, академия, агрессия, договорённость, спортсмен, эмблема, командир, аккуратный, корреспондент, телеграмма, состязание, препятствие. (25 слов)

III. Изучение нового материала.

1. Наблюдение над группой слов: ключик, барабанчик, письмецо, листок, ножка, замочек, братишка, лужица.

— Определите способ образования слов, выявите значение суффиксов.

Учитель напоминает, что в 5 классе такие суффиксы учащиеся называли уменьшительно-ласкательными (используется таблица из справочных тетрадей, она дополняется новыми суффиксами).

— Два из этих суффиксов сегодня привлекут наше внимание. Выпишите из данной группы слова, которые тесно между собой связаны: ключик — замочек. С помощью этих слов мы и будем “отпирать” новое правило.

2. Чтение правила и образца рассуждения на с. 156, его запоминание, взаимопроверка.

3. Выполнение упр. 299, контроль за графическим выделением орфограммы. Дополнительное задание: найти среди записанных такие слова, у которых два суффикса, построить словообразовательную цепочку с одним из них (у доски может произойти “дуэль” двух учеников с этим заданием; секунданты дуэлянтов “вооружаются” словообразовательным словарём).

4. Выполнение упр. 300. При проверке учитель обратит внимание на то, что в образовании новых слов использовались не только суффиксы -ек и -ик, но также суффиксы -чик (стульчик, самоварчик), -к- (чашечка) и -очк- (вазочка). Учащиеся проверят суффикс -чик так же, как суффикс -ик. При этом они заметят, что суффикса -чек- не бывает.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Материал упражнения для закрепления учитель записывает на доске с пропущенными в словах гласными. Учащиеся должны записать их, разбив по столбикам в зависимости от их морфемного состава. Здесь таблица уже заполнена. При проверке особое внимание уделяется словам с буквосочетанием нч.

Непроизводное

Суффикс -чик

Суффикс -ик

Суффикс -ек

Два суффикса

Кузнечик,

лютик,

график,

кортик,

одуванчик,

пончик,

лобзик,

бублик,

копчик

Колокольчик,

тушканчик,

баллончик,

укропчик,

графинчик,

балаганчик,

вагончик,

супчик,

талончик,

журнальчик,

фонтанчик,

кувшинчик

Сухарик,

нытик*,

головастик*,

бинтик,

комарик,

огурчик,

прудик,

пряник*,

ролик,

кубик,

птенчик,

хлопчик

Барашек,

кусочек,

камешек,

ботиночек,

платочек,

мешочек,

горшочек,

овражек

Брусочек,

бугорочек,

лесочек,

цветочек,

теремочек,

глазочек,

дождичек,

ельничек,

клубочек,

хохолочек,

ларчик

Образованы от глагола (ныть) и прилагательных (головастый, пряный), т. е. суффикс -ик имеет другие значения.

V. Подведение итогов урока. Как связано правописание слов с их образованием?

VI. Домашнее задание. Упр. 301.






Для любых предложений по сайту: [email protected]