Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Превосходная степень имён прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить со способами образования превосходной степени имён прилагательных; научить правильно образовывать простую и составную формы превосходной степени, определять синтаксическую роль прилагательных в форме превосходной степени.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Переработка учебного материала в форму таблицы. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Определите, в каком из двух предложений есть прилагательные в сравнительной степени. Какая часть речи представлена в другом предложении? Докажите свою точку зрения.
1) Пиши мне обо всём как можно подробнее и мельче, как можно мельче пиши, чтоб больше уписалось. (Ф. Достоевский) 2) На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже. (И. Тургенев)
II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка домашней работы.
III. Изучение нового материала.
1. Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника (с. 14) под контролем учителя. Создание таблицы на основе этого материала аналогично работе на предыдущем уроке. Консультирование.
2. Внесение дополнений в таблицу после анализа предложения.
Из всех вариантов этот был наименее удачным.
3. Выполнение упр. 337, 338. У доски ученик выписывает несклоняемые фамилии из упр. 338, дополняет эту группу своими примерами, составляет с ними предложения, употребив прилагательные в обеих степенях сравнения (как в простой, так и в составной форме).
IV. Контроль за усвоением темы.
В каждой группе слов найдите ошибки в образовании степени сравнения прилагательного, запишите в правильной форме.
а) Меньше, тоньше, горше, красивше, младше, ближе, строже, длиньше;
б) прямее, гибче, кротче, получше, звончее, поплоше, краше, послабже;
в) более строгий, более лучше, самый высокий, самый красивейший.
Найдите среди слов второй группы такие, которые характерны для народно-поэтической традиции. (Поплоше, краше.)
V. Подведение итогов урока. Учащиеся формулируют на основе последней группы предупреждение о причине возникновения речевых ошибок.
VI. Домашнее задание. Упр. 339. Дополнительно: дать характеристику 2—3 географическим объектам в сопоставлении с аналогичными объектами. Закончить подготовку к сочинению.