Сравнительная степень имён прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Сравнительная степень имён прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с простой и составной формами сравнительной степени прилагательных, научить правильно их образовывать, соблюдать правильное ударение при образовании сравнительной степени, определять синтаксическую роль прилагательных в форме сравнительной степени.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Переработка учебного материала в форму таблицы. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Кто быстрее сравнит два предмета? Ответы учащиеся записывают, если в домашней работе этих пословиц не было.

1) Утро и вечер (мудренее); 2) трава и солома (зеленее); 3) правда и солнце (светлее); 4) правда и золото (дороже); 5) скупой богач — щедрый бедняк (беднее); 6) маленькое дело и большое безделье (лучше); 7) добрая слава и богатство (дороже).

II. Проверка домашнего задания. Чтение пословиц, которые не встретились в разминке; два ученика записывают на доске составленную дома словообразовательную цепочку, по очереди определяют способ образования производных слов:

дура → дурак → самодур → самодурка.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с теоретическим материалом учебника (с. 10— 12) сопровождается составлением таблицы. Примеры учащиеся берут из учебника. Учитель помогает подобрать примеры, если в учебных статьях их нет (в таблице выделены курсивом).

Форма сравнительной степени

Способ образования

Синтаксическая роль

Простая форма

Основа начальной формы прилагательного + суффикс:

-ее- (-ей-)

-е-

-ше-

приветливее

громче,

слаще,

дальше

Составная форма





* Учитель добавляет информацию про слово менее.

2. Выполнение упр. 332 сопровождается орфоэпической работой: отрабатывается акцентологическая норма (слова в рамках на с. 11), выявляется наиболее проблемное слово — красИвее; норма произношения согласных (с. 12): произношение начальной формы (положительной) сопоставляется с простой формой сравнительной степени.

3. Выполнение упр. 333, 334 сопровождается взаимопроверкой.

IV. Стилистическая характеристика форм сравнительной степени.

1. Чтение теоретических сведений на с. 13, анализ предложений.

1) Восточный подвид тигрового питона (тёмный питон) отличается более тёмной, интенсивной и контрастной расцветкой туловища. 2) Пёстрый питон предпочитает в неволе более высокую температуру, нежели другие виды этого рода. 3) У самок слонов более тонкие бивни, чем у самцов. (По биологической энциклопедии)

2. Работа с упр. 335, определение роли форм сравнительной степени в художественном стиле речи. Учитель помогает учащимся определить синтаксическую роль прилагательных в сравнительной степени в сказуемых (видится суровей, строже). Анализ последнего предложения дополняет сведения о способах выражения сравнения с помощью сравнительного оборота.

V. Подведение итогов урока. Взаимоопрос.

VI. Домашнее задание. Упр. 336.






Для любых предложений по сайту: [email protected]